Стратегия построения развивающей образовательной среды: организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Педагогическая мастерская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовность к инновационной деятельности - это совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности.
Advertisements

Проектная деятельность как один из аспектов реализации личностно- ориентированного подхода.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Технология учебного исследования С.В.Семёновых, методист по технологиям ЦНМО, г.Лысьва.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Формирование исследовательской культуры школьников В поисках ответа наталкиваешься на вопросы Йозеф Чапек – чешский писатель Подготовила Гордеева А.Н.
Проектно - исследовательские методы в педагогическом процессе образовательного учреждения С Сергеева В.П. д.п.н. профессор.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Технологическая схема цикла проблемного обучения..
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Формирование исследовательского обучения на уроке и во внеурочное время Учитель начальных классов МОБУНОШ 28 р.п. Чунский Панасюгина Ирина Владимировна.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Тема: Организация научно- исследовательской деятельности учащихся.
Транксрипт:

Стратегия построения развивающей образовательной среды: организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Педагогическая мастерская

Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

Три пути к знанию Путь размышления – самый благородный. Путь подражания – самый легкий. Путь опыта – самый горький. Конфуций

Классификация знаний Н. Шамфора знание - это: понятое чутьем; изведанное на своем опыте; плоды размышлений; результат обучения.

Настоящий учитель не обучает, а создает условия для учения.

! Объем информации удваивается каждые 3 года. ! Список профессий обновляется более чем на 50 % каждые 7 лет.

исследовательская деятельность - деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Учебное исследование 1. Постановка учебной проблемы для всей темы. 2. Составление методики решения проблемы. 3. Изучение и конспектирование учебной и дополнительной литературы. 4. Решение проблемы и выдвижение гипотез. 5. Практическая проверка полученных гипотез. 6. Применение полученных решений для решения других проблем. 7. Внесения дополнений в учебную информацию по результатам исследований. 8. Защита выполненной работы.

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Используются настоящие научные проблемы для предметов гуманитарного цикла возможен выбор проблем по истории культуры и современной культуре своего края, для предметов естественнонаучного цикла – экологические и природоохранные проблемы, проблемы преобразования ландшафтов, получения природных ресурсов и другие. для предметов эстетического цикла возможен выбор проблем по истории ремесел и искусства, современному их состоянию и проблемам развития. Проверка технологических умений учащихся в решении реальных жизненных проблем позволяют учителю сделать самоанализ своей деятельности по воспитанию творческих качеств у учащихся и внести соответствующие коррективы.

Уровни усвоения 1 уровень – Знакомство, различение. 2 уровень – Алгоритмический. 3 уровень – Творческий.

Требования к учащимся 1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности. 2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире. 3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.

Требования к процессу исследования 1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде. 2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями. 3. Побуждать к выдвижению представлений, догадок, альтернативных объяснений. 4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах. 5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению 1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме. 2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов. 3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов. 4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации. 5. Организовать мероприятия, способствующие выбору учениками данных, консультации их со специалистами по изучаемой проблеме. 6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся. 7. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до проявления признаков потери интереса ребят к проблеме. 8. Способствовать продолжению учащимися научно- исследовательской деятельности.

Оценочные критерии для проверки сформированности умственной самостоятельности 1. подвергает анализу изучаемый материал; 2. находит существенные признаки в объектах, явлениях, процессах; 3. сравнивает объекты, явления, процессы по выделенным признакам; 4. применяет изученный материал в нестереотипных условиях; 5. увязывает изучаемый материал с жизнью, применяет его на практике; 6. самостоятельно прогнозирует способы овладения знаниями (выдвигать предположения, предвосхищать приёмы обоснования, доказательства) и т. д.

Умственная самостоятельность школьников 1. делит материал (информацию) на логически целостные части; 2. обосновывает переходы от одной составной части к другой; 3. делает вступление, обобщение, выводы к интерпретируемой информации, в процессе её анализа; 4. сопоставляет явления по их главным признакам, переносит приобретённые знания в новые условия.

Уровни сформированности познавательного интереса Отсутствие интереса 1.1 Отсутствие эмоциональной реакции на новый материал. 1.2 Обучающийся легко отвлекается на посторонние воздействия. 1.3 Пассивность по отношению к вопросам учителя Реакция на новизну 2.1 Демонстрация определенного интереса к новому материалу или новым способам работы. 2.2 Охотное выполнение заданий с новыми материалами, заданий с новыми формулировками. 2.3 Импульсивный характер поведения при выполнении новых заданий (делает охотно, если получается). 2.4 Отсутствие вопросов, направленных на выяснение сути изучаемого материала, выполняемого задания. 2.5 Быстрое угасание интереса к новому («привыкание» к материалу или новизне заданий)

Любопытство 3.1 Обучающийся задаёт вопросы на прояснение сути материала или задания, удовлетворяясь любым ответом. 3.2 Отсутствует стремление самостоятельно решить новую задачу. 3.3 Обучающийся охотно принимают внешнюю помощь Ситуативный познавательный интерес 4.1 Стремление решить новую задачу (выполнить новое задание, освоить новый материал) самостоятельно. 4.2 Отрицательное отношение к внешней помощи в процессе выполнения учебных действий (как минимум, при первых попытках выполнить работу самостоятельно). 4.3 Потребность во внешней оценке результатов выполнения работы, которая оказывает значительное влияние на отношение к такого рода деятельности. 4.4 Отсутствие вопросов, которые выходят за пределы поставленной задачи, но так или иначе могут быть связаны с ней. 4.5 Готовность отвечать на вопросы учителя и одноклассников в связи с выполненной учебной задачей

Устойчивый познавательный интерес 5.1 Спокойное отношение к внешней оценке своей деятельности. Такая оценка может приниматься во внимание, но существенным образом не влияет на характер выполнения такого рода заданий (работы) в дальнейшем. 5.2 Интерес к выполнению новых видов учебной деятельности (новому материалу) возникает очень быстро Обобщенный познавательный интерес 6.1 Наличие вопросов, выходящих за пределы поставленной учителем задачи. 6.2 Стремление к самостоятельному обобщению результатов выполнения задания. 6.3 Попытки самостоятельно выйти за пределы изучаемого материала (дополнительная литература и т. д.)

В лицее имеется программа «Одаренный ребенок». Срок действия истек Формы и методы работы устарели Предполагает работу с группой учащихся.

Подготовка и проведение школьной НПК

Классная конференция по литературе

Подготовка и участие в межшкольной научно-практической конференции младших школьников

Подготовка и участие в городской НПК 2007 год 2008 год Заявлено 1316 Отклонено 33 Лучшие 25 Шаройко И. – Шепилева О. Е. (Капинус Ж. Н.) Колубелов В. – Черепанова Н. Г. Федорова И. – Лешкович А. Новак А. – Черепанова-Крыжная С. Ю. Шерстобитов В. – Хорошилова Г. В. Номинация 12 Ионова А. – Хорошилова Г. В. Шерстобитов В., Малков Р. – Черепанова Н. Г. Рекомендованы на межвузовскую -5 ЛУЧШИХ

Достижения – поддержка исследовательской работы со стороны администрации; – удовлетворительное качество учебной подготовки учащихся за счет сети факультативов, спецкурсов, технических средств обучения; – признанные достижения отдельных педагогов в области научно-исследовательского творчества; – благоприятная система учебных и внеучебных взаимоотношений педагогов между собой и с учащимися.

Потенциал и ресурсы – систематизация научно-методической работы, усиление взаимодействия структурных подразделений; – разработка критериев эффективности этой работы и отслеживание ее результатов в динамике; – организационная и содержательная поддержка самообразовательной работы педагогов; – расширение предметного пространства научно-методической работы; – привлечение большего числа учащихся к проведению учебно-исследовательской работы; – стимулирование участия учащихся в открытых конкурсах ученических работ.

Педагогическая мастерская «Разработка стратегии развивающей образовательной среды»

Ответьте на вопросы С кем работать? (каким образом определить категорию учащихся, с которыми следует работать по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности) Как работать? (какие традиционные и нетрадиционные формы работы с учащимся помогут сформировать и развить у них навыки самостоятельной исследовательской деятельности) Для чего работать? (какое практическое применение самостоятельных исследовательских навыков можно предложить учащимся; «выход») Кому работать? (какими качествами должен обладать педагог, занимающийся развитием этих навыков, чему необходимо учиться педагогу, чтобы развивать навыки самостоятельного исследовательского труда; предложите формы работы с педагогами для совершенствования их знаний в этой сфере)

Проект решения 1. Рабочей группе на основании материалов педсовета разработать школьную целевую программу «Я - исследователь». 2. Включить в план работы с педагогическим коллективом на учебный год мероприятия по обучению организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся 3. Включить в план учебной работы на учебный год мероприятия по развитию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.