Ричард Бах и его притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского р-на РСО- Алания Горичная Наталья Фёдоровна 1
Цели и задачи урока: Повторить сведения по теории литературы; 1. Повторить сведения по теории литературы; 2. Познакомиться с этапами биографии Р.Баха ; 3. Выявить жанровое своеобразие притчи; 4. Совершенствовать навыки литературоведческого анализа текста на примере произведения Р.Баха); 5. Формирование личностной позиции через отношение к «вечным» вопросам, поднятым в произведении. 2
Эпиграф к уроку: 3
4
Ричард Бах родился 23 июня 1936 года в США. По семейному преданию, он является отдалённым потомком великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Учился в Университете Лонг-Бич штата Калифорния. Служил в ВВС США, впоследствии занимался исполнением воздушных трюков. А ещё писал романы, которые мало кто читал, и статьи, изредка появлявшиеся на страницах научно-популярных журналов. И вот однажды… 5
Как рассказывал сам Ричард Бах, прогуливаясь по берегу канала, он услышал голос, который произнёс: Чайка по имени Джонатан Ливингстон, и рассказал историю, ставшую одноимённой повестью-притчей. Правда это или красивая легенда неизвестно. Известно, что Ричард Бах написал повесть о Чайке, и в 1970 году она была напечатана в журнале. Однако поначалу ни читатели, ни критики не обратили внимания на «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». Но вскоре она вышла отдельным изданием, затем была переведена на многие языки, можно сказать, побила все издательские рекорды. 6
П Р И Т Ч А- небольшой рассказ нравоучительного характера, содержащий поучение в иносказательной форме. Отличается глубиной и значительностью смысла, широтой обобщения. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение к общечеловеческим законам бытия. Является одним из средств выражения морально- философских суждений автора и часто используется с целью прямого наставления читателя в вопросах человеческого и общественного поведения. 7
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА: ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ 8
9 « Нам не дано постигнуть смысл жизни, ибо он не смысл жизни, ибо он не достижим, нам известно достижим, нам известно только одно: мы брошены в этот мир, чтобы есть и в этот мир, чтобы есть и оставаться в живых до тех пор, пока хватит сил». «Сейчас понятно наконец, зачем мы живём: чтобы познавать, открывать новое, быть свободными!» свободными!»
10 1. Рассматриваются проблемы философского характера; 2. Сюжет прямолинеен; его сложно пересказывать; 3. Герои нарисованы схематично, в характерах мало индивидуальных черт; 4. Почти нет пейзажа; мало эпитетов и метафор ; много глаголов и их форм; 5. Объём произведения небольшой.
11 I часть – постижение истины, идеи свободы; II часть – достижение совершенства; III часть – стремление поделиться знанием высшей истины с учениками. Такая композиция отражает три ступени духовного самосовершенствования Джонатана Ливингстона.
12 « Жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае;» «Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим».
Рефлексия Продолжите фразу: Проанализировав притчу «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», я понял(а)… 13
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на выбор: 1) Перечитать эпиграф к притче и подумать, удалось ли автору раскрыть заключённую в нём мысль. 2) Продолжить фразу: Проанализировав притчу «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», я понял (а)… 14
Использованные ресурсы: чайка 1: чайка 2: photo.xhtml?contestEntryId= photo.xhtml?contestEntryId=192817http://eva.ru/eva-life/contest/contest- photo.xhtml?contestEntryId= обложка книги: content/uploads/2013/07/chayka-dzhonatan-livingston- richard-bah.jpg content/uploads/2013/07/chayka-dzhonatan-livingston- richard-bah.jpghttp://alltop10.org/wp- content/uploads/2013/07/chayka-dzhonatan-livingston- richard-bah.jpg Р.Бах: Музыкальный фон: (слайды: 1,4,13,14) Крики чаек (слайды 3,5,12):