Диалог на уроке в начальной школе. Презентация учителя начальных классов МОУ СОШ п.Октябрьский Максимовой М.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогика в поддержке ребёнка в процессе его развития. Презентация Максимовой М.В.
Advertisements

Проблемно-диалогический подход как средство формирования коммуникативной культуры учащихся начальных классов. учитель начальных классов первой категории.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через проблемное обучение «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Виды обучения. Догматическое обучение слушание Обучение ведется через: чтение механическое запоминание дословное воспроизведение текста.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Проблемный метод обучения в преподавании истории Учитель истории Михайлова Н.А. МОУ «СОШ 25»
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Нет ничего практичнее хорошей теории. Р. Кирхгоф. Мышление начинается с проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн.
М АСТЕР - КЛАСС Носкова Надежда Викторовна учитель биологии МОУ СОШ 18 «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Монтень.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Транксрипт:

Диалог на уроке в начальной школе. Презентация учителя начальных классов МОУ СОШ п.Октябрьский Максимовой М.В.

Формы подачи информации. Монологическая форма осуществляется через лекцию, рассказ, объяснение. Диалогическая через различные виды бесед, дискуссии, диспуты, создание проблемной ситуации.

Задача учителя. Создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог.

Особенности учебного диалога. Наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы; Наличие двух и более собеседников; Возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения Наличие цели организации диалога; Наличие обратной связи; Наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником.

Условия возникновения учебного диалога. Главным условием возникновения диалога на уроке считается наличие проблемной ситуации, именно она является «начальным моментом мыслительного процесса».

Виды учебного диалога Учитель- класс Учитель- ученик Ученик- класс Ученик- ученик

Распространённый вид диалога- учитель-класс. Этот вид диалога требует к себе определённого мастерства от педагога. Желательно, чтобы этот диалог вылился в непринуждённую беседу по вопросам, интересующим не только учителя.

В учебном диалоге могут присутствовать элементы игры Это позволяет сохранить познавательную активность ребёнка и облегчает сложный процесс учения. Дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется речь.

Трудности в общении. Прежде всего это связано с неумением задать вопрос учителю или однокласснику, а также с неумением вести разговор на заданную тему (т.е. начать и поддержать беседу). Поэтому диалогическую речь необходимо развивать на каждом уроке.

Условия диалога. Условием диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.

Эвристическая беседа. Задача педагога – научить детей общаться. В системе методов обучения эвристическая беседа занимает особое место. «Эвристическая беседа- вопросно- ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе имеющихся знаний, наблюдений жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам. Своеобразие такой беседы заключается в поиске новых знаний.

Характерные черты эвристической беседы. Самостоятельность собеседника в поисках истины; Продвижение к истине с помощью вопросов, указывающих направление поиска и исключающих подсказки; Использование при ответах прежнего опыта и знаний Направляющая роль ведущего беседу.

Самое важное Цель беседы не только проверка знаний, а помощь учащимся глубоко усвоить изученный материал, дать возможность школьникам высказать своё мнение и обосновать его.

Беседа с элементами дискуссии. Поэтому наряду с эвристической в начальной школе целесообразно использовать беседу с элементами дискуссии. Она организуется по пройденному материалу. Содержит обмен мнениями. Такая беседа развивает коммуникативно-речевые умения младших школьников.

Развитие диалогической речи. Эффективность работы над развитием диалогической речи учащихся во многом определяется правильностью выбора текстов художественных произведений. Необходимо учитывать разнообразие жанров. Сказки и рассказы развивают оценочные суждения школьников, рассказы привлекают учащихся знакомыми ситуациями, героями- сверстниками.

Большой интерес и желание высказаться, поделиться впечатлениями вызовут у детей весёлые рассказы. Целесообразно использовать для беседы с элементами дискуссии произведения Н.Носова, В.Голявкина, В.Драгунского, В.Осеевой и др.

Структура учебного диалога учитель-класс. 1. Сообщение темы. 2.Постановка учебной задачи. 3.Совместный поиск решения учебной задачи: осуществление обратной связи; выслушивание разных точек зрения собеседника; корректировка (при необходимости). 4. Получение совместного окончательного решения. 5. Обобщение.

Этапы учебного диалога. Самый значимый первый этап, поскольку сама формулировка темы может заключать в себе проблему. Тема учебного диалога формулируется всегда шире, чем учебная задача: «Ложь и фантазия» (по рассказу Н.Носова «Фантазёры» «Красота внутренняя и внешняя» (По сказке Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок

Второй этап. Может быть объединён с первым, когда тема задана в виде вопроса. Вопрос-тема должен побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых знаний, содержать в себе затруднение или противоречие, которые необходимо решить на уроке. Так по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово» может быть предложена тема «Был ли старик волшебником?»

3 этап учебного диалога. Заключает в себе совместный поиск решения учебной задачи. Вопрос является обязательным составным элементом диалогической формы обучения.

Требования к вопросам. Вопросы должны предполагать самостоятельный поиск ответа. Вопросы должны требовать развёрнутого, доказательного ответа Первый вопрос должен быть обобщённым В беседе должны чередоваться разные виды вопросов.

Обобщение в учебном диалоге. Обобщение в учебном диалоге учитель-класс делает педагог, подводя итог высказываниям учащихся на уроке. Своеобразным итогом урока могут служить и письменные работы учащихся.

Цель обучения. Современная школа ставит основной целью обучение общению. Учитель на уроке должен создать учебный диалог как творческое взаимодействие, как диалог равноправных сознаний, в ходе которого происходит не усвоение готовых знаний, а поиск истины.