Девиз урока: «Каждый старается в меру своих способностей» М.Монтело
Фронтальный опрос: 1. Объясните высказывание И.М.Павлова: «Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы» 2.Объясните, почему в процессе эволюции произошло разделение функций НС на соматическую и автономную? 3. Проанализируйте данные о нервной системе. - Количество крови, протекающей через 100 г массы головного мозга человека, составляет 136 см в 1 мм, желудка – 21 см в 1 мм, скелетных мышц см в 1 мм - Вода составляет 84% массы головного мозга человека и 65% массы всего тела - Мозг потребляет кислорода в раз больше, чем мышцы.
Анализаторы
Задачи урока: 1. Знать содержание понятия анализатор; 2. Сформировать знание о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов; 3. Значении их частей в восприятии и анализе раздражений; 4. Роль ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира.
Анализатор - от латинского «sensus» – чувство, ощущение. Учение об анализаторах, или сенсорных системах создал Иван Петрович Павлов в 1909 году.
Схема понятия «анализатор» Как вы думаете, почему И.П.Павлов назвал рецепторы своеобразными щупальцами мозга? раздражители Орган чувств (рецепторы) Центр в коре головного мозга
Органы чувств чувство орган что воспринимает Зрение глаз Световые волны слух уши Колебания воздуха и жидкости внутреннего уха вкус язык Молекулы пищи обоняние нос запах Осязание кожа Шероховатость поверхности, давление, температура
Обонятельная зона коры височной доли головного мозга; зрительная зона коры затылочной доли головного мозга; осязательная зона коры теменной доли головного мозга; слуховая зона коры височной доли головного мозга; вкусовая зона коры височной доли головного мозга
Значение органов чувств
Восприятие здорового человека Иллюзия(Ошибки) Галлюцинация – образы, которых нет на самом деле ( при заболеваниях); Иллюзия - ошибочное, кажущееся изображение. Образы достоверны Галлюцинации
Иллюзия Причины иллюзии: 1. Практический опыт человека 2. Особенности анализаторов 3. Изменение условий восприятия 4. Дефекты органов чувств Виды иллюзии: 1. Зрительная иллюзия 2. Связанная с перспективой 3. Связанные с явлением контраста
Иллюзия
Великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен, когда стал терять слух, нашел оригинальный способ слушать музыку. Он брал в зубы деревянные палочки, затем плотно прижимал их к деке рояля и слушал звуки. Объясните, почему композитор слышал музыку.
«В них энергия внешнего мира перерабатывается в нервный процесс» И.П.Павлов.