ХХ
Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни. М. Ноулз
Компетентностная модель современного учителя
Что должен делать учитель, чтобы соответствовать званию «современный»? - иметь активную жизненную позицию; - уметь анализировать свое поведение; - управлять собой и своими эмоциями; - применять творчество в педагогической деятельности; - стремиться постоянно повышать свой профессиональный уровень; - внедрять и использовать новейшие технологии; - быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным; - заботиться о своем физическом и психологическом здоровье
Показателями успешности деятельности учителя является: - плодотворное сотрудничество с учащимися (результат работы); - востребованность учителя; - благоприятный эмоциональный фон на уроке; - психологический комфорт при общении учащихся с учителем; - высокая учебная мотивация учащихся на уроках
Ключевые проблемы современного учителя: 1. Недостаточное владение современными информационными средствами. 2. Недостаточное знание психологии современных учеников и родителей. 3. Низкий социальный статус учителя
Компетентность и компетенция Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. В юридическом смысле – обладающий должностными полномочиями. Компетенции – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата. Компетентный – обладающий способностью силой, властью, умением, знанием и т.п. (чтобы сделать то, что требуется)
Определения профессиональной компетентности учителя: - осведомленный, авторитетный в какой-то области ( О. И. Ожегов) - способность аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей (В. Ю. Кричевский) - совокупность профессионально-педагогических компетенций (Е. Н. Соловова) - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно- воспитательного процесса (В. А. Адольф)
Профессиональная компетентность - интегральная профессионально- личностная характеристика учителя, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции, в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.
Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» Коджаспирова Г. М
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности Хуторской А.В. доктор пед.наук, академик Международной педагогической академии Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. В.Д. Шадриков
Социально-психологическая компетенция; Профессионально-коммуникативная компетенция; Общепедагогическая профессиональная компетенция; Предметная компетенция; Управленческая компетенция; Информационно-коммуникативная компетенция; Компетенция в сфере инновационной деятельности; Креативная компетенция. ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
Компетентностная модель современного учителя Ценности, принципы и цели Профессиональные качества Ключевые компетенции Педагогические методы, способы и технологии Профессиональные позиции
Ценности, принципы, цели и позиции учителя в современной школе Ценности: свобода учащегося быть самим собой каждый человек обладает своим «совершенством» индивидуальное развитие каждого учащегося соответствующее его способностям, интересам и возможностям; ключевые компетенции, которые позволяют выпускнику быть успешным в современном обществе приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию; индивидуальные дарования каждого учащегося сделать социально плодотворными;
Принципы: индивидуальный подход – отношение к каждому учащемуся как к индивидуальности, обладающему своим «совершенством». учение на основе собственной мотивации и ответственности учащегося за результат; организация осмысленной, самостоятельной продуктивной деятельности учащегося в соответствии с его интересами и способностями; учебный материал должен быть приближен к интересам и потребностям учащихся; система оценивания должна быть понятной учащемуся и служить средством своего самообразования.
Профессиональные качества – Доброжелательно и заинтересовано относиться к учащимся – Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы в своей деятельности – Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися – Иметь развитую способность к критике и рефлексии – Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания – Понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности
– Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу – Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес – Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим – Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами – Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п. – Демонстрировать увлеченность своим предметом – Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями
Профессиональные компетенции учителя: Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулирование идей, высказывание разнообразных точек зрения. Чтобы оно мотивировало бы учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды». ОЧЕВИДНО, ЧТО УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ ТЕМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, КОТОРЫМ ОН ОБУЧАЕТ!
Ключевые компетенции Компетенция – СПОСОБНОСТЬ УМЕНИЕ необходимые для эффективного достижения требуемого результата Компетенция – СПОСОБНОСТЬ УМЕНИЕ необходимые для эффективного достижения требуемого результата Ключевые компетенции – качества, способности, умения необходимые каждому человеку, чтобы быть успешным в своей профессиональной, личной и общественной жизни в современном обществе. Ключевые компетенции – качества, способности, умения необходимые каждому человеку, чтобы быть успешным в своей профессиональной, личной и общественной жизни в современном обществе. Ключевые компетенции – это такие умения, которые можно применять в ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний. Ключевые компетенции – это такие умения, которые можно применять в ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний. Ключевая компетенция формируется из комплекса умений Ключевая компетенция формируется из комплекса умений
Основные компетенции современного учителя: Уметь учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (определять цели и образовательные результаты ребенка на языке умений (компетенций); инсценировать учебный процесс, включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы; мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции). Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
Владеть проектным мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе
Основные профессиональные позиции учителя Организатор деятельности Консультант Организатор рефлексии Эксперт Партнер
Творческий уровень Стандартный уровень – предметнаяпредметная компетентность 2 – педагогическая компетентность 3 – социальная компетентность Компетентностная модель современного учителя
добрый, справедливый, не помешает, если будет симпатичным; умный, отзывчивый, с чувством юмора; привлекательный, понимающий; умеющий хорошо объяснять; веселый, рассудительный; интересный, опрятный; любящий детей, общительный; разговорчивый, правильный, для которого важно, чтобы ученик не вызубрил, а понял; не противный, красивый; позитивный, нахальный, угарный (смешной), веселый, энергичный, аккуратный, строгий, но добрый и хороший; мудрый, доброжелательный; жизнерадостный, сногсшибательный; помогающий советом, имеющий хорошо поставленную речь, хорошо одет, следящий за своим внешним видом; сдержанный, с уважением относящийся к ученикам. Учитель должен иметь чувство стиля (не обязательно следить за модой), с хорошо поставленной речью, толково объясняющий, добрый и отзывчивый. Образ идеального современного педагога глазами учащихся Образ идеального современного педагога глазами учащихся