Алгоритмизация и программирование Программирование. Основные алгоритмы и приемы программирования. (на примере языка программирования Turbo Pascal)
Языки программирования Машинно-ориентированные (низкого уровня) - каждая команда соответствует одной команде процессора (ассемблер) Языки высокого уровня – приближены к естественному (английскому) языку, легче воспринимаются человеком, не зависят от конкретного компьютера – для обучения : Бейсик, ЛОГО, Паскаль – профессиональные : Си, Фортран, Паскаль – для задач искусственного интеллекта : Пролог, ЛИСП – для Интернета : JavaScript, Java, Perl, PHP, ASP
Язык Паскаль 1970 – Никлаус Вирт (Швейцария) – язык для обучения студентов – разработка программ «сверху вниз» – разнообразные структуры данных (массивы, структуры, множества) Подзадача 1Подзадача 2Подзадача Задача
1. Латинские буквы – большие и маленькие; 2. Буквы кириллицы - большие и маленькие; 3. Цифры – от 0 до 9; 4. Знаки операций - +, -, /, *,=,, <>, =; 5. Разделительные знаки – ( ) [ ] { } ;., _% & # и т. д.
Служебные слова – предназначены для написания команд. В Турбо-Паскале есть несколько служебных десятков слов, которые программисту нельзя использовать в качестве имен переменных. Такими словами являются: procedure until do if program var downto in while case functio n or type const goto to mod div and file not string else begin for of then
Правила создания идентификаторов 1. Состоит из строчных или прописных латинских букв, цифр и знака подчеркивания «_». 2. Начинается с буквы или знака подчеркивания «_». 3. Не может быть служебным словом. 4. Длина не должна превышать 127 символов 5.Желательно, чтобы идентификатор отображал смысл переменной. Правильные идентификаторы: Temp_ x1 _33name _1_2_3 My_Variable Неправильные идентификаторы: Temp- 1x 33name1_2_3 My Variable
Стандартные процедуры и функции: Abs (x) – абсолютное значение аргумента x; ArcTan (x) – арктангенс x, выраженный в радианах; Cos (x) – косинус x, x задается в радианах; Sin (x) – синус x, x задается в радианах; Sqr (x) – квадрат x; Sqrt (x) – квадратный корень из x; Pi – число π (3, …); Frac (x) – дробная часть x; Int (x) – выделяет целую часть x; Random (x) – генерирует случайное число в пределах [0; x); Round (x) – округляет значение x до ближайшего целого числа; Trunc (x) – выделяет целую часть вещественного числа
Запись выражений
Записать по правилам языка Turbo Pascal следующие выражения:
Программа, написанная на языке Паскаль, обрабатывает данные
Данные Константы Переменные Тип ИмяЗначение
1. Целые 2. Вещественные 3. Символьные 4. Логические 1. Массивы 2. Записи 3.Файлы
Тип Диапазон значений Объем памяти Byte0 … 2551 байт, без знака Integer–32768 … байта, со знаком Real Действительные (основной тип) 6 байтов
В информатике число принадлежит к вещественному типу, если в его изображении есть десятичная точка (12.05, 0.123) или оно записано в показательной форме (1.205Е+1, 1.23Е-1) Правила записи: 1. Разделитель целой и дробной части – точка. 2. Знак «+» перед положительными числами можно не писать. 3. Очень маленькое или очень большое число записывается в показательной форме Примеры: = 6.205·10 1 =6.205Е = 5·10 -6 = 5Е =0.25·10 -3 =0.25Е-3=2.5Е-4 = 25Е-5
1.582·10 2 = ·10 5 = ·10 -3 = Перевести запись числа с плавающей точкой в запись с фиксированной точкой 1.582Е Е Е-3
Значения для символьных данных записываются в кавычках. Гимназия 178 % 5 Char1 символ 1 байт String Строка символовот 1 до 255 байтов
Boolean Значение True или False1 байт
Программа на Паскале состоит из двух частей (разделов): описания используемых данных и операторов по их преобразованию. Вторая часть (раздел) также называется программным блоком (или разделом выполняемых операторов).
Можно описывать несколько переменных одного типа в одной строке.Например: Var i, j, k : integer; x, y, z : real; n, l, m : byte; t : String;
Переменная := Выражение; A:=3*4.8; Su:=X+X*4.78; C:=C+1; Между всеми элементами выражения должны быть знаки операций. 3 х 3*х Аргументы функций должны быть заключены в (): sinx sin(x)
Read (Список переменных); Readln (Список переменных); При выполнении команды Read или Readln выполнение программы останавливается и компьютер ждет, пока пользователь не введет с клавиатуры нужное количество значений для переменных. Вводятся только значения для переменных. Ввод заканчивается нажатием клавиши ENTER. Readln отличается от Read тем, что после его выполнения автоматически осуществляется переход на следующую строку. Примеры: Read (I, j); Readln (k);
Write (Список выражений); Writeln (Список выражений); Значения выражений сначала вычисляются, затем выводятся на экран. После выполнения команды Writeln следующая команда ввода или вывода начинает свою работу с новой строки. Примеры: Пусть i=1, j=2, k=3 l=4, m=5, n=6 После выполнения команд: Write (I, j); Writeln (k); Write (l, m, n) На экране получим:
Формат вывода Для того, чтобы числа не «слипались при выводе на экран, можно указать компьютеру сколько позиций необходимо выделить для данной переменной. Это делается так: Writeln (x:8,y:5)
Составить программу вычисления площади прямоугольника. Сороны прямоугольника введите с клавиатуры.
Program Ploshad; Uses Crt; Var a,b,s: real; Begin Clrscr; Writeln(Вычисление площади прямоугольника'); Writeln(Задайте значение сторон a и b'); Readln (a,b); S:=a*b; Writeln ('S= ', s); Writeln ('S= ', s:6:2); Readln; end.
Написать программы: 1. Написать программу для вычисления среднего арифметического W трех чисел X, Y, Z. Значения X, Y, Z должны вводиться с помощью команды Readln. 2. Написать программу вычисления стоимости покупки. Нужно указать вид товара, его цену и количество. Вид экрана во время работы программы: Вычисление стоимости покупки. Введите исходные данные: Какой товар вы покупаете? -> Тетрадь По какой цене? -> 1.50 Сколько штук? -> 5 Ваш товар - Тетрадь. Стоимость покупки: 7.50 Сколько денег даете? -> 10 Ваша сдача: 2.50
1. Выучить конспект. 2. Написать программу решения задачи на карточках.