Роль усних прав на уроках математики в початковій школі Степченко Валентина Іванівна Учитель початкових класів Славутицької ЗОШ 1, спеціаліст вищої категорії, старший учитель 2014
Основная цель использования устных упражнений на уроках математики – научить всех учеников производить в уме арифметические действия в пределах сложности, и при этом развить мышление, внимание и память. Основная цель использования устных упражнений на уроках математики – научить всех учеников производить в уме арифметические действия в пределах сложности, и при этом развить мышление, внимание и память.
Актуальность темы: знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов; знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов; устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции; устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции; устные вычисления развивают умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, уверенность в своих силах. устные вычисления развивают умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, уверенность в своих силах.
Устный счет имеет свои задачи: воспроизводство и корректировка определенных знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя; воспроизводство и корректировка определенных знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя; контроль учителя за состоянием знаний учащихся; контроль учителя за состоянием знаний учащихся; психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала; психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала; повышение познавательного интереса; повышение познавательного интереса; закрепление пройденного материала. закрепление пройденного материала.
Виды устных упражнений: нахождение значений математических выражений с использованием свойств арифметических действий; нахождение значений математических выражений с использованием свойств арифметических действий; сравнение математических выражений; сравнение математических выражений; решение уравнений; решение уравнений; решение задач; решение задач; геометрический материал; геометрический материал; дидактические игры; дидактические игры; занимательные упражнения. занимательные упражнения.
Результативность работы Олимпиада по математике среди учащихся 4-х классов ( ІІ тур) Олимпиада по математике среди учащихся 4-х классов ( ІІ тур) 2010 г. – 2 победителя 2010 г. – 2 победителя 2014 г. – 2 победителя 2014 г. – 2 победителя ДПА (4-А класс, 2014 г.)– качество знаний - 100% ДПА (4-А класс, 2014 г.)– качество знаний - 100% Международный математический конкурс «Кенгуру» Международный математический конкурс «Кенгуру» Достаточный и высокий уровень Достаточный и высокий уровень 2012 г. – 3 ученика 2012 г. – 3 ученика 2013 г. – 3 ученика 2013 г. – 3 ученика 2014 г. – 3 ученика 2014 г. – 3 ученика
Сборник задач и упражнений для устного счета на уроках математики в 4 классе (схвалено науково-методичною радою КОІПОПК ). Сборник задач и упражнений для устного счета на уроках математики в 4 классе (схвалено науково-методичною радою КОІПОПК ). Раздел 1. Нумерация многозначных чисел 1.1. Числа от 1 до Числа больше 1000 Раздел 2. Величины 2.1. Единицы длины 2.2. Единицы массы 2.3. Единицы времени 2.4. Единицы площади Раздел 3. Арифметические действия с многозначными числами Раздел 4. Геометрический материал Раздел 5. Задачи 5.1. Простые задачи 5.2. Составные задачи 5.3. Задачи повышенной сложности Раздел 6. Занимательная страничка
Вывод Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.