Размещено на
Карта Древней Индии
Дом в Мохенджо-Даро. Реконструкция III тыс. до н.э. В глубокой древности на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация, названная Хараппской по основному месту раскопок.
Большая купальня III тыс. до н.э. из Мохенджо-Дар В долине Инда сохранились руины городов бронзового века (2500–1500 гг. до н. э.) со строгой планировкой улиц, системой водоснабжения, дворцами и общественными зданиями.
Богиня-мать III тыс. до н.э. из Мохенджо-Даро Терракота индуизм
Богиня реки Ганг V в. Ганг V в. Северная Индия Терракота
Бог Брахма – (один из богов ариев) создатель и правитель мира. Он дал людям законы Бог Брахма – (один из богов ариев) создатель и правитель мира. Он дал людям законы Отвечает за вечный калейдоскоп природных форм. Пантеон индуизма
Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. «Танцующий бог Шива». Бронза. 11–12 вв. Бронза. 11–12 вв. Шива.VIII-IX вв. Штат Химачал-Прадеш, Индия Латунь.
Бог Вишну - хранитель спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы. Вишну VII в. Пакистан Бронза
Храм - модель Вселенной. Мистическим аналогом тела – жертвы и горы служит индуистский храм, такой как храм Шивы Кадарья Махадева в Кхаджурахо.
Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла.
В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось изображение божества.
Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. Всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.
Храм Лакшмана (Lakshman Temple) - самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году н.э.
Основание храма лежит на массивной плите украшенной интересными барельефами, повествующими о военных походах армии великой Чандельской династии.
Барельефы храма В центре барельефа изображен Вараха - одно из воплощений Бога Вишну.
Барельеф посвященный Ганешу Ганеша, сын Шивы и Парвати, в индуизме, считается богом мудрости и благополучия. Обычно он изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем.
Очень искусно выполненные, водостоки храма
Внутри храма атмосфера волшебная. Из небольших окон храма струится рассеянный свет. Он выхватывает из мрака прекрасно сохранившиеся фигуры небесных танцовщиц и богов. Эти барельефы притягивают взгляды и завораживают посетителей этого священного места. «Человек-лев» – реинкарнация Вишну
Перед храмом стоит каменный павильон, построенный между X и XI в.в. Внутри статуя Вараха воплощением Бога Вишну в образе Вепря. Вишну в аватаре Варахи, выполняя просьбу богов, спустился в океан, чтобы поднять Землю на своих клыках со дна. Это ему удалось после 1000 – летней битвы.
Статуя выполнена из песчаника и тщательно отполирована. Тело Вепря украшено барельефом из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона. Статуя возвышается над змеем Шеша тысячеголовым змеем, царем всех Нагов.
Вепря когда-то обнимала Притхви, богиня Земли, от которой следы на теле вепря: рука на шее кабана и пара ступней. Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса.
Самой крупной и знаменитой постройкой является храм Кандарья-Махадева, посвященный Шиве – одному из трех верховных богов. Построен он был в XI в. 31-м в высоту храм Шивы олицетворяет священную гору Меру, окруженную колоннами-шпилями (всего 84). В святилище находится особое изображение бога – Шива-Линга, сделанное из мрамора.
Храм Шивы Кандарья-Махадева
Архитектура храма Святилище венчает самая высокая башня, олицетворяющая гору Меру. Огромная золотая гора считается центром земли и Вселенной; на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие).Это космическая вертикаль, соединяющая небо и землю. на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие).Это космическая вертикаль, соединяющая небо и землю. В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы. В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы.
Главная шикхара – возвышается над землей на 35,6 метров. Небольшие храмы-святилища пониже, тоже производят впечатление величественных сооружений. Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра. Главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт.
Скульптурный декор нарастает вверх по объёму(«набухающая форма) очень правдиво передаёт форму, фигуры кажутся живыми, эффект усиливает резьба. Украшения располагаются в определённой последовательности: полосы из цветов и растений, животные, птицы, духи природы.
Слоны – наиболее вocтpeбованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой. Слоны – наиболее вocтpeбованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой.
Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Но настоящим пиршеством для глаз является горельеф на колоннах.
Высота большинства статуй – см; они представляют многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным чувством пластики тела и тончайшей проработкой деталей.
Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе которых лежат представления о животворящей силе единения женского и мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие. Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов в начале XX века.
Внутренний декор
Над входом в храм изгибается, вырезанная из единого куска камня, гирлянда.. С обеих сторон портика вырезаны крокодилы, глядящие друг на друга с небольших колонны. Скульптуры соединены мелкими фигурками, богато украшенными тонкой резьбой.
При возведении блоки из песчаника вытачивали и собирали на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень украшали резьбой как на земле, так и после установки. На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма.
От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным. Размещено на
Источники: Ранние цивилизации Древней Индии // Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира Индия и Иран // А. Княжицкий, С. Хурумов. Древний мир. Мировая художественная культура От первобытности до Рима ht ml#cutid1 shtml _vd/post / =% Размещено на