Сжатое изложение в итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Автор Башкурова Л.П. МВ (с) ОУ «Белоярская открытая (сменная) школа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила : ФИО, учитель МБОУ « какая ? СОШ какого ? района какой ? области »
Advertisements

Очирова Т. Н.,Г. Улан-Удэ, Бурятия Урок русского языка в 9 классе Автор: Очирова Т. Н., учитель школы 49 г. Улан-Удэ Сжатие как вид информационной переработки.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СЖАТИЯ ТЕКСТА. Цель : Обучение приемам содержательной компрессии теста как этап подготовки к сжатому изложению.
Использование приемов компрессии при написании сжатого изложения Якупова Инзиля Гумаровна МОУ "СОШ 8"
Главная задача - научить ся кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
Что такое текст ? Какие виды информационной переработки текста вы знаете ? Для чего необходимо уметь перерабатывать текст ?
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Вариант 6. напишите сжатое изложение по тексту Д.С. Лихачева ( Сделайте компрессию текста). Помните :объём изложения – не менее 70 слов и не более 90)
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Транксрипт:

Сжатое изложение в итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Автор Башкурова Л.П. МВ (с) ОУ «Белоярская открытая (сменная) школа»

План: Очирова Т. Н., Г. Улан - Удэ, Бурятия 1.Введение. 2. Изложение-вид текстового задания. 3. Методика проведения изложения 4. «Включите воображение!» 5. Основные приёмы сжатия. 6. Из опыта работы. 7. Заключение.

Что такое текст? Текст- от лат.textum- ткань; связь, соединение Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Башкурова Л, П. МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ »

Изложение - один из видов текстовых заданий Изложение - один из видов текстовых заданий Изложение в последние годы переживает настоящий бум. Оно стало самой распространённой формой выпускного экзамена. В всех трёх версиях итоговой аттестации в 9 классе изложение… Изложение является первой частью экзаменационной работы. Башкурова Л. П. МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ »

Методика проведения 1. Первичное чтение текста 2. Пересказ текста 3. Вторичное чтение текста 4. Пересказ текста. Черновые записи. 5. Выделение микротем, составление плана. 6. Написание изложения Башкурова Л, П МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ »

Включите воображение ! «Представьте, что все, о чём читает учитель, вы видите на своем «мысленном экране.» «Включайте его при каждой встрече с текстом» *Включите свой «мысленный экран *Постарайтесь мысленно увидеть… *Пусть поработает ваше воображение… Очирова Т. Н., Г. Улан - Удэ, Бурятия

Башкурова ЛП. МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ » Сжатие текста Сжатие (свертывание) текста преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Сжатый текст отличается от изначального способом обозначения объекта:он не описывает, а лишь указывает на объект.

Способы сжатия текста : В науке известны три способа сжатия текста : 1) исключение подробностей, деталей ; 2) обобщение конкретных, единичных явлений ; 3) сочетание исключения и обобщения. Башкурова Л. П. МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ »

Итак, запоминаем * При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали(подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст * При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста Башкурова Л. П МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ

П риемы сжатого изложения текста: Очирова Т. Н., Г. Улан - Удэ, Бурятия Приёмы сжатого изложения : 1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые; 5) перевод прямой речи в косвенную; 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Башкурова Л, П. МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ » Денискины мечты Когда мне было шесть с половиной лет. Я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду. Исключение деталей

Очирова Т. Н., Г. Улан - Удэ, Бурятия То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды. То я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать: «Готов!» А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челне, питаясь одной только сырой рыбой. Мне все люди вокруг очень нравились и работы тоже. У меня в голове тогда была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что мне приниматься.

Очирова Т. Н., Г. Улан - Удэ, Бурятия Когда мне было шесть с половиной лет. Я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду. То я хотел быть астрономом. То я мечтал стать капитаном дальнего плавания. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником. Мне все люди вокруг очень нравились и работы тоже. У меня в голове тогда была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что мне приниматься. А теперь исключим детали…

Башкурова Л. П. МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ » Обобщение Ряд слов можно заменить одним обобщающим словом или словосочетанием.

Башкурова Л. П « МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ » Ежегодно миллионы метеоритов с Астероидного пояса в виде булыжников и сплавов поражают поверхность Земли. Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 млн. километров от загадочного Астероидного пояса, что время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли.

Продолжаем тему… Бапшкурова Л, П МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ » Среди «содержательных» приемов сжатия текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Башкурова Л. П. МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ » К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся: 1) замены: - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением; - замена предложения или его части указательным местоимением; - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; - замена сложноподчиненного предложения простым; 2) исключения: - исключение повторов; - исключение фрагмента предложения; - исключение одного или нескольких синонимов; 3) слияние нескольких предложений в одно. Делаем выводы…

Закрепляем умение находить главную информацию Башкурова Л, П МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ » I. Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя прием свертывания, сократите текст. а) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Запись должна выглядеть так: Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Многие вещества биологического происхождения имеют жидкокристаллическую структуру.

Башкурова Л, П МВ ( С ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ » II. Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: 1) только значение крылатого выражения; 2) только информацию об истории происхождения этого выражения. Предл.1. Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по- разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым. Предл.2. Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач. Предл.3. Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обо­значения последовательного ряда чередующихся химических реакций..

Проверим Башкурова Л. П. МВ ( с ) ОУ « Белоярская О ( с ) ОШ » Ответы: Предложение 1. 1) Довести до белого каления - очень сильно разозлить. 2) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании. Предложение 2. 1) Искать философский камень - пытаться решить невозможное. 2) Выражение «искать философский ка­мень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия. Предложение 3. 1) Цепная реакция - вышедший из-под контроля процесс. 2) Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными- химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.