«Рефлексия обучающихся, как один из элементов урока системно- деятельностного подхода в рамках внедрения ФГОС» Мастер-класс Учитель географии МБОУ «Горковская СОШ Макеева Светлана Владимировна
Цель мастер- класса Повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.
Задачи мастер- класса Познакомить коллег с понятием рефлексия. Дать представление о классификации рефлексии. Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
Актуальность мастер- класса Структура урока по стандартам второго поколения обязательно включает в себя этап урока- рефлексию. 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (из ФГОС)
Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio- обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Зачем? Для обучающихся: -Подведение итогов( Что узнали? Как работали?) -Обобщение результатов -Выяснение впечатлений - Отметить успехи, достижения -Обрисовать перспективы движения Для педагога: -Оценка собственной работы -Выводы о необходимость корректировки программы, методов, приёмов.
Рефлексия на уроке- это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Классификация приёмов рефлексии 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Букет настроения
Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым. Жёлтый-оптимизм переполняет Вашу душу и заставляет сердце стучать быстрее. Вы расслаблены и полны мечтами об удаче. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.
Рефлексия деятельности Дерево успеха
Лесенка успеха
1 2 3 В своей педагогической деятельности и карьере я достиг больших высот. У меня есть небольшие результаты в педагогической деятельности и на достигнутом я останавливаться не собираюсь. Мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь больших результатов в педагогической деятельности.
Выполни задания « Третий лишний » Тундра: клюква, мох, осина. Тайга: лиственница, дуб, сосна. Степь: черника, ковыль, типчак. Тест (подчеркните правильный ответ) Зона тайги. а) увлажнение избыточное, много болот, озер, рек; б) главная ценность плодородные почвы; в) преобладают хвойные деревья: ель пихта, сосна; г) зима холодная, лето теплое; Д) преобладают подзолистые почвы; Е) самая большая по площади природная зона России. Вставьте пропущенные слова Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников это ____________________. Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев _______________.
Цветограмма Игра «Третий лишний»Тест Вставь пропущенные слова
Рефлексия содержания учебного материала Сегодня на уроке я: -научился… -было интересно… -было трудно… -мои ощущения… -этот урок дал мне для жизни… -больше всего понравились задания…
- они мне нравятся больше остальных… -я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями -они легче остальных заданий Я выполнил эти задания потому, что…
Плюс-минус- интересно Плюс МинусИнтересно
Конкурс «Учитель года» Теперь я могу… Я попробую… Я приобрёл… Я научился… Мне захотелось… Конкурс дал мне…
Дерево успеха Мастер-класс был актуальным, полезным, интересным Ничего нового на мастер- классе я для себя не узнал
Интернет – ресурсы: сова png книги листья внизу листья справа jpg колокольчик