Индивидуально-ориентированная система обучения – средство сохранения психологического здоровья учащихся Сверкунова М.С.
По определению Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
ЗДОРОВЬЕ : психическое психологическое
Психическое здоровье – это полноценное развитие психики на всех этапах онтогенеза или, по определению Всемирной организации здравоохранения, состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, способность личности контролировать своё поведение, планировать и осуществлять собственный жизненный путь.
Психологическое здоровье относится к личности в целом, включает самодостаточность личности, самопонимание, самопринятие, саморазвитие в контексте взаимодействия с окружающими людьми. Психологическое здоровье характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности.
ИОСО: адаптирует классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика на его индивидуальном (субъектном) уровне, учитывает морфофизиологические особенности учащихся, их темперамент, специфику интересов, интеллекта, потребностей и способностей индивида, позволяет каждому ученику продвигаться по учебной программе в собственном темпе, формируя у него веру в свои силы, убежденность, что усилие вознаграждается успехом в учении.
Методы исследования: эмоциональное состояние учащихся (Л.А.Курганский, рисуночные тесты, методика эмоционально-цветовой аналогии); уровень личностного развития учащихся в контексте учебной деятельности (А.А.Ярулов); состояние утомляемости учащихся (степень напряжения регуляторных систем у учащихся при воздействии учебных нагрузок – таблицы Анфимова); состояние ситуативной и личностной тревожности учащихся в школе (Ч.Д.Спилбергер – Ю.Л.Ханин, Дж.Тейлор – А.М.Прихожан, Филлипс, Кондаш) ; выявление структуры школьной дезадаптации (личностный опросник Кэтелла)
Уровень утомляемости (степень напряжения регуляторных систем у учащихся при воздействии учебных нагрузок) в классе ИОСО имеет отрицательную динамику:
Уровень тревожности учащихся в среднем по школе снизился. В классах традиционного обучения уровень тревожности по фактору «Страх ситуации проверки знаний» остаётся неизменно высоким, в то время как в классах ИОСО имеет стойкую тенденцию к понижению до нормального уровня.
Диагностика уровня тревожности.
Исследование факторов тревожности.
Улучшился уровень эмоционального благополучия учащихся в значимых для них сферах
критериальной-ориентированная диагностика личностного развития учащихся в контексте учебной деятельности даёт возможность отследить не только динамику личностного развития, но и эффективность влияния условий обучения на личностное развитие школьников:
динамика развития широты познавательного интереса
динамика развития настойчивости.
динамика развития организованности
динамика развития ответственности в контексте учебной деятельности.
динамика развития планирования в контексте учебной деятельности
динамика развития оценивания результатов учебной деятельности.
динамика развития самостоятельности в контексте учебной деятельности
Результаты психодиагностических исследований и критериальной-ориентированной диагностики доказывают правомерность нашего предположения о том, что индивидуально-ориентированная система обучения способна сохранять психическое здоровье школьников и является условием становления их психологического здоровья. В основу данной технологии положено условие удовлетворения основной потребности ребёнка в индивидуальном эмоционально-ценностном сопровождении его личности, а значит, в сохранении его здоровья.