1 «О задачах отрасли образования Ставропольского края по подготовке к введению Федеральных государственных образовательных стандартов» Выступление министра образования Ставропольского края А.Ф. Золотухиной Министерство образования Ставропольского края августа 2010 г.
2
3 Новый стандарт определяет: обеспечение права на полноценное образование; обеспечение единства образовательного пространства страны; обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; повышение объективности оценивания. Министерство образования Ставропольского края Страница:
4 Министерство образования Ставропольского края Страница: Основные целевые ориентации стандарта нового поколения Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям: информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества; ориентация нового стандарта на метапредметные и личностные результаты образования.
5 Министерство образования Ставропольского края Страница: Основные задачи на ступени начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся; усиление социальной направленности; реализация системно-деятельностного подхода.
6 Министерство образования Ставропольского края Страница: Особенности ФГОС 1. Выражены требования: к структуре образовательных программ, к условиям реализации, к результатам освоения. 2. Введен раздел «Внеурочная деятельность» в структуру БУП. 3. Имеются программы по формированию универсальных учебных действий и духовно-нравственному развитию учащихся. 4. Стандарт определен как рамочный документ. 5. Изменены подходы к организации, содержанию, условиям и результатам образовательного процесса в целом.
7 Министерство образования Ставропольского края Страница: Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ 1 с. Александровское Александровского р-на, МОУ СОШ 1 с. Кочубеевское Кочубеевского р-на, МОУ гимназия 103 г. Минеральные Воды Минераловодского р-на, МОУ СОШ 1 г.Светлограда Петровского р-на, МОУ лицей 8 г. Буденновска, МОУ СОШ 1 г. Лермонтова, МОУ лицей 6 г. Невинномысска, МОУ лицей 14, МОУ гимназия 30 г.Ставрополя
8 Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования Министерство образования Ставропольского края Страница: МОУ СОШ 11 пос. Рыздвяный Изобильненского р-на, МОУ гимназия 1 С.Красногвардейское Красногвардейского р-на, МОУ СОШ 6 с. Гофицкое Петровского р-на, МОУ гимназия 7 с. Донское Труновского р-на, МОУ НОШ 25 г. Михайловска Шпаковского р-на, МОУ лицей 6 г. Ессентуки, МОУ СОШ 6 г.Пятигорска, МОУ лицей 10 г.Ставрополя.
9 Апробация требований к результатам освоения образовательной программы МОУ СОШ 14 с. Курсавка Андроповского р-на, МОУ СОШ 7 с. Старомарьевка Грачевского р-на, МОУ СОШ 19 с. Вернерусское Шпаковского р-на, МОУ гимназия 2 г. Георгиевска, МОУ гимназия 17 г. Кисловодска, МОУ СОШ 7, МОУ гимназия 9 г.Ставрополя Министерство образования Ставропольского края Страница:
10 Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования по отдельным предметам МОУ СОШ 9 с.Воздвиженское Апанасенковского р-на, МОУ СОШ 11 пос. Комсомолец Кировского р-на, МОУ лицей 2 г. Михайловска Шпаковского р-на, МОУ СОШ 29 г. Георгиевска, МОУ гимназия 10 «ЛИК» г. Невинномысска, МОУ СОШ 5 г.Пятигорска, МОУ гимназия 24 г.Ставрополя, МОУ СОШ 2 г.Ставрополя. Министерство образования Ставропольского края Страница:
11 В результате апробации: разработано нормативно-правовое сопровождение; предложены примерные модели основной образовательной программы образовательного учреждения и реализации базисного учебного плана; представлены рекомендации по организации внеурочной деятельности; разработаны примерные модели системы оценивания планируемых результатов; разработаны примерные программы по внеурочной деятельности в начальной школе. Министерство образования Ставропольского края Страница:
12 Базовые площадки в учебном году: МОУ СОШ 1 с. Александровское Александровского р-на; МОУ СОШ 9 с.Воздвиженское Апанасенковского р-на; МОУ лицея 6, гимназии 10 «ЛИК» г. Невинномысска; МОУ СОШ 6 с. Гофицкое Петровского р-на; МОУ СОШ 1 г. Светлограда Петровского р-на; МОУ гимназии 30, лицея 10, СОШ 7 г. Ставрополя. Министерство образования Ставропольского края Страница:
13 Социальные эффекты, полученные в ходе апробации: вовлечение в обсуждение проекта ФГОС педагогической и родительской общественности, ученых, специалистов различных ведомств (около 2000 участников); расширение социального партнерство школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта; освещение процесса апробации в СМИ (школьные сайты, издания периодической печати муниципального, регионального, федерального уровней). Министерство образования Ставропольского края Страница:
14 Риски, которые необходимо учитывать на этапе подготовки к введению стандартов нового поколения: отсутствие стандартов дошкольного образования; недостаточная проработанность финансово- экономического механизма введения в БУП часов внеурочной деятельности; недостаточность ресурсного обеспечения; стандарты подготовки учителей начальных классов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования не учитывают требований предъявляемых к учителю новыми ФГОС. Министерство образования Ставропольского края Страница:
15 Механизм введения стандарта в Ставропольском крае организационное обеспечение введения ФГОС; нормативное обеспечение введения ФГОС; финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС; кадровое обеспечение введения ФГОС; информационное обеспечение введения ФГОС; материально-техническое обеспечение введения ФГОС. Министерство образования Ставропольского края Страница:
16 Организационное обеспечение 1.Создание координационного совета министерством образования Ставропольского края. 2.Создание координационных органов в муниципальных образованиях. 3.Создание рабочих групп в общеобразовательных учреждениях. Министерство образования Ставропольского края Страница:
17 Нормативно-методическое обеспечение 1. Подготовка приказов о планах-графиках введения ФГОС: министерство образования СК; муниципальные органы управления образованием; образовательные учреждения. 2. Примерная карта введения стандарта. 3. Карта самооценки готовности учреждения. 4. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Министерство образования Ставропольского края Страница:
18 Финансово-экономическое обеспечение 23,763 млн. рублей – организация 10 часов внеурочной деятельности по БУП 78,18 млн. рублей - обеспечение учебниками учащихся 1-х классов; 60,925 млн. рублей - АРМ для учителей первых классов 19,74 млн. рублей - обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет Министерство образования Ставропольского края Страница:
19 Кадровое обеспечение (начальная школа) общее количество учителей начальных классов – 4716 чел. (19% ), высшее образование – 69 %, (учителя–предметники – 81%), среднее профессиональное образование – 31% высшая категория – 50% (учителя–предметники – 31,5%), первая категория – 38%; без категории – 11%; возраст лет – 70% со стажем до 2-х лет – 2,7%, со стажем до 5 лет – 10%, пенсионеров – 12%; Министерство образования Ставропольского края Страница:
20 ИКТ компетентность учителей начальных классов 97% - работают с текстовым редактором; 86% - создают презентации ; 80% - используют Интернет в работе; 62% - работают с электронной почтой. Министерство образования Ставропольского края Страница:
21 Повышение квалификации учителей начальных классов в уч.г. прошли курсы повышения квалификации 1326 чел., в рамках апробации ФГОС прошли обучение 62 чел., в уч.г. обучено 1903 учителя, в уч.г. – 1150 чел. (кратковременные курсы). Министерство образования Ставропольского края Страница:
22 Задачи министерства образования Ставропольского края 1.Добиться дополнительного финансирования отрасли для обеспечения введения ФГОС. 2.Подготовить план работы по введению ФГОС в школах края. 3.Определить приказом базовые школы. 4.Подготовить и провести семинары-совещания. 5.Организовать и провести региональные научно- практические конференции, педагогические чтения. 6.Обеспечить информирование общественности. Министерство образования Ставропольского края Страница:
23 Задачи Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования 1.Обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов по вопросам ФГОС; 2.Подготовить тьюторов; 3.Создать сетевой комплекс информационного взаимодействия; 4.Разработать примерную образовательную программу; 5.Обеспечить методические рекомендации. Министерство образования Ставропольского края Страница:
24 Задачи муниципальных органов управления образованием: 1.Создать муниципальный координационный совет; 2.Разработать и утвердить план-график введения ФГОС; 3.Обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов; 4.Обеспечить координацию взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей; 5.Обеспечить реализацию принципов государственно-общественного характера управления образованием; 6.Обеспечить соответствие материально- технического состояния образовательных учреждений требованиям ФГОС. Министерство образования Ставропольского края Страница:
25 Задачи муниципальных образовательных учреждений: 1.Разработать основную образовательную программу; 2.Привести нормативную базу, локальные акты образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС; 3.Определить модель организации образовательного процесса; 4.Обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов; 5.Обеспечить кадровые, финансовые, материально- технические условия. Министерство образования Ставропольского края Страница:
26 Спасибо за внимание! Министерство образования Ставропольского края Страница: