Готовность учителя начальных классов к реализации стандарта нового поколения М.А.Худякова, доцент кафедры МНО ПГПУ
Критерии готовности ОУ к введению стандарта 1. Соответствие нормативной базы ОУ требованиям ФГОС НОО (20 показателей); 2. Разработана ООП НОО образовательного учреждения (20 показателей); 3. Соответствие должностных инструкций работников ОУ нормативным требованиям; 4. Соответствие списка учебников и учебных пособий для начальной школы ФГОС НОО (2 показателя); 5. Установление заработной платы и прочих выплат работникам ОУ в соответствии с НСОТ (локальные акты); 6. Наличие модели организации образовательного процесса с учетом внеурочной деятельности (2 показателя);
Критерии готовности ОУ к введению стандарта 7. Повышение квалификации учителей начальных классов; 8. Включение в план методической работы вопросов введения ФГОС (2 показателя); 9. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО (2 показателя); 10. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО (6 показателей); 11. Организационное обеспечение введения ФГОС НОО (4 показателя); 12. Информационное обеспечение введения ФГОС НОО (4 показателя).
1 сентября 2011 года
5 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность ФГОС - конвенциональная норма, реализующая общественный договор о требованиях к результату общего образования Общественный договор и государственная ответственность Общественный договор и государственная ответственность
ВАРИАНТ ДОГОВОРА (типовой) ШколаРодитель Школа Родитель в соответствии с Законом РФ «Об образовании»заключаютДОГОВОР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель начальной школы Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Составляющие готовности педагога Личностная; Организационная Теоретическая; Технологическая;
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость » 6. Выполнение 7. Презентация
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии В структуру игры как деятельности личности входят этапы: -целеполагания; -планирования; -реализации цели; -анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игры как процесса входят: - распределение ролей, выбор водящего; - объяснение правил игры, реальные отношения между играющими; - игровые действия как средства реализации ролей; - подведение итогов Освоение ребёнком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА Базовые образовательные технологии технологии Приемы: ИНСЕРТ; «Зигзаг» или «Отсюда – туда» (работа в группах); Чтение с остановками; «Корзина» идей, понятий, имен … «Написание синквейна»; «Лови ошибку» Фазы: Стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия
Урок Ученик – субъект учебной деятельности; Разнообразие источников знания; Динамичность структуры урока; Поддержка инициативы ученика; Формулирование целей индивидуальной или коллективной деятельности; Критериальное оценивание.
Урок У – установка на поиск, улыбка друзей и учителя, увертюра к познавательной деятельности. Р – работа разума, режим поиска, риск гипотез, установка на результат. О – очарование новизной, обобщение сделанного и понятого. К – конец урока, его завершение, концентрация на рефлексии, багаже урока, который каждый собрал для себя.
Компоненты готовности педагога Методическая грамотность; ИКТ-компетентность
Учитель начальной школы ИКТ- компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование
Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование « учебных ситуаций » ; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной, исследовательской деятельности; Оценочная деятельность
Реализация системно- деятельностного подхода требует от учителя : переориентации своей деятельности со знания на понимание; смены общеизвестной учебной парадигмы знание-умение-навык на другую: знание- понимание-компетентность; учебный диалог должен стать не только основным способом освоения предметных знаний и умений, но и основной формой формирования ключевой компетенции – умение учиться.
Учитель - субъект собственной педагогической деятельности Б а р ь е р ы 1) поверхностное усвоение деятельностных технологий; 2) неадекватная оценка возможностей деятельностных технологий; 3) непонимание взаимообусловленности общения и исследования: часто общение на уроках строится ради общения как такового, а не в целях исследования учебной проблемы, решения познавательных задач; 4) боязнь стать субъектом, боязнь осмелиться принимать собственные решения.
Основные затруднения учителя Упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода. Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения уроков. Отсутствие готовности руководителей и педагогов ОУ к планированию и организации учебного процесса в начальной школе.
Основные затруднения учителя, администрации ОУ Старые подходы к оценке деятельности учителя со стороны руководителей ОУ. Принципиальная новизна инструментария, методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов. Отсутствие опыта разработки образовательной программы, рабочих программ учебных дисциплин.
Спасибо за внимание!