Подготовили: учитель-дефектолог Чернова И.В «Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов»
Психофизические основы развития движений анатомо-физиологическая зрелость мышц, как необходимая предпосылка для овладения движениями; координация в системе «глаз-рука»; способность подражать демонстрируемым действиям; сформированность умения сравнивать, дифференцировать движения, оценивать их качества; сформированность умения устанавливать связи между характером движения и его регулятором анатомо-физиологическая зрелость мышц, как необходимая предпосылка для овладения движениями; координация в системе «глаз-рука»; способность подражать демонстрируемым действиям; сформированность умения сравнивать, дифференцировать движения, оценивать их качества; сформированность умения устанавливать связи между характером движения и его регулятором
Этапы выполнения произвольного движения (выделенные Н.А. Бернштейном) восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включенного в данную ситуацию; выявление двигательной задачи, то есть определение, во что нужно превратить эту ситуацию, что посредством активности должно стать вместо того, что есть; программирование решения определившейся задачи, то есть индивид намечает цель и содержание движения и средства из имеющихся в наличии двигательных ресурсов, с помощью которого он решит двигательную задачу; фактическое выполнения движения: человек преодолевает все избыточные степени своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включенного в данную ситуацию; выявление двигательной задачи, то есть определение, во что нужно превратить эту ситуацию, что посредством активности должно стать вместо того, что есть; программирование решения определившейся задачи, то есть индивид намечает цель и содержание движения и средства из имеющихся в наличии двигательных ресурсов, с помощью которого он решит двигательную задачу; фактическое выполнения движения: человек преодолевает все избыточные степени своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение
Особенности формирования движений и действий в дошкольном возрасте Этапы формирования орудийных навыков: -действие дошкольника с орудием без учета его специфических особенностей; - овладение логикой движения орудия, множество лишних компонентов в собственных движениях ребенка; -дифференцировка движений -
Система коррекционной направленности процесса развития ручной и пальцевой моторики у детей с нарушениями зрения
По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно- образовательного процесса «Коммуникация» «Познание» «Труд» «Безопасность» «Физическая культура» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Познание» «Коммуникация» «Безопасность» Нарушения в развитии моторики различных видов движений Наличие синкезий, неловкость движений, отсутствие четкости, целесообразности, снижение скорости, отсутствие ритмики и плавности Нарушения зрительно-моторных координаций, снижение контроля и регуляции произвольных движений Трудности понимания смысловой структуры, двигательного акта, несформированность техники выполнения движений Дезавтоматизация при выполнении движений, включающих тонкие кинестетические дифференцировки
Основные функции, обеспечивающие успех движений и действий 1.Ориентировочная: определение системы условий, необходимых при выполнении действия (анализ объекта, на который направлено действие, создание образа будущего движения для достижения правильного результата, определение цели и содержание движения); 2.Исполнительная: осознание смысловой структуры двигательного акта, планирование двигательной программы, осуществление движений и действий, контроль и регуляция произвольных движений по процессу; 3.Контрольно-корректировочная: осуществление контроля по результату, правильный анализ техники выполнения движений. 1.Ориентировочная: определение системы условий, необходимых при выполнении действия (анализ объекта, на который направлено действие, создание образа будущего движения для достижения правильного результата, определение цели и содержание движения); 2.Исполнительная: осознание смысловой структуры двигательного акта, планирование двигательной программы, осуществление движений и действий, контроль и регуляция произвольных движений по процессу; 3.Контрольно-корректировочная: осуществление контроля по результату, правильный анализ техники выполнения движений.
Формы организации работы по развитию ручной и пальцевой моторики 1. Подготовительный коррекционный этап: массаж рук, кистей и пальцев рук; работа с использованием тренажеров; работа с использование эспандеров. 2. Собственно движения рук, кистей и пальцев рук: оптико-кинестетическая организация движений; зрительно-пространственная организация движений; динамическая организация зрительного акта. 3. Развитие ручной и пальцевой моторики в процессе предметно-практической деятельности: лепка; рисование; конструирование. 1. Подготовительный коррекционный этап: массаж рук, кистей и пальцев рук; работа с использованием тренажеров; работа с использование эспандеров. 2. Собственно движения рук, кистей и пальцев рук: оптико-кинестетическая организация движений; зрительно-пространственная организация движений; динамическая организация зрительного акта. 3. Развитие ручной и пальцевой моторики в процессе предметно-практической деятельности: лепка; рисование; конструирование.
Массаж рук, кистей и пальцев рук
Работа с использованием тренажеров
Работа с использование эспандеров
Собственно движения рук, кистей и пальцев рук
Собственно движения рук, кистей и пальцев рук
Развитие ручной и пальцевой моторики в процессе предметно- практической деятельности:
Спасибо за внимание!