Автор: Карелина Маргарита МОУ СОШ 3
Поселок Шушенское находится на юге Красноярского края. Благоприятные почвенно-климатические условия, позволяющие успешно выращивать на полях не только хлеб и овощи, но и такие несибирские культуры, как бахчевые, табак, томаты, издавна влекли сюда русских земледельцев. Шушенское возникло не позднее 1744 года на большом летнем и зимнем пути, каким была в то время река Енисей. Удаленные от больших городов и дорог Шушенская волость и особенно село Шушенское широко использовались для ссылки сначала уголовных преступников, а затем и политических противников самодержавия. Особую известность Шушенское получило как место ссылки В.И. Ленина и Н.К. Крупской. В связи с мероприятиями по увековечиванию памяти о Ленине Шушенское стало одним из самых благоустроенных районных центров в крае. Здесь создана развитая инфраструктура: музей- заповедник, турбазы, разветвленная сеть учреждений и предприятий связи, торговли, культуры.
Мамасленица; Троица; Пасха; Саянское кольцо; Иванов день; День Святого Валентина; И др.
Ма́масленица, сырная праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Мамасленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
Понедельник встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Вторник заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны просим жаловать». Среда лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг широкий разгул. С этого дня Мамасленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. Пятница тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Суббота золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Последний день Масленицы прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». В конце дня происходит торжественное сожжение «чучела масленицы».
Учредителем и организатором масштабного межнационального музыкального праздника является Министерство культуры Красноярского края, Администрация Шушенского района и Фонд «Культурное наследие Сибири». Фестиваль «Саянское кольцо» постепенно приобретает международный статус и признание на самом высоком уровне. Это подтверждают итоги фестиваля 2008 года, в котором приняли участие исполнители, деятели культуры, волонтеры и представители СМИ из разных стран. Растет популярность фестиваля и в России. Участники и гости каждый год приезжают в Шушенское из различных областей страны – от Калининграда до Владивостока. Расширяющаяся география «Саянского кольца» еще раз подтверждает миссию проекта – поддержание единства многообразия этнических культур. В качестве приятных сюрпризов для гостей фестиваля можно упомянуть улучшение инфраструктуры и сервиса, а также введение двух новых площадок: это кинотеатра и дополнительной сцены для танцевальных коллективов.
Вот мы и вернулись с «Саянского кольца».. Столько впечатлений! А времени написать обо всем нет. Может и лучше так – вернуться из отпуска и тогда уже рассказать обо всем: о замечательном Шушенском этнографическом музее, о поездке в Минусинск, на Саяно-Шушенскую ГЭС и в национальный парк «Шушенский бор». А сейчас немножко общих впечатлений о поездке и о фестивале. Смотрела несколько ТВ-сюжетов о фестивале и поразилась тому, что люди говорят в первую очередь о замечательной атмосфере фестиваля – доброй и спокойной. Именно об этом и я думала, возвращаясь домой. Замечательная природа, лето, да еще и музыка – что еще надо для отпуска?!
Шушенское – это поселок городского типа, население 18,5 тыс. На время фестиваля приехало около 7 тыс. Для шушенцев фестиваль – значительное событие, которого ждут весь год (фестиваль, напомню, проходил уже в пятый раз). Народ приходит семьями, себя показать и на других посмотреть. Большинство приезжих располагается прямо на траве стадиона, местные – на трибунах. Причем мы заметили: ближняя к входу трибуна – более спокойная, почти без пивная, здесь больше хлопают и больше подпевают. На стадионе народ проводил целый день: в 11 утра начиналась гимнастика, включался в работу «Город мастеров», национальные подворья.
Чуть позже начинались саунд-чеки (репетиции) участников и гостей фестиваля. Можно прийти с утра, разлечься на травке – позагорать, вздремнуть, и все это под музыку. Поесть, попить тоже можно тут же. В – начало выступлений участников, затем гости, в заключение – этнодискотека.
Музыканты из Эквадора, в прошлом году произвели фурор на фестивале. Заканчивалось все это в 5 утра. Самое позднее, на что мы были способны с нашими «хвостиками» 12 и 13 лет – это Но и этого вполне хватало. Мы много бродили по поселку, почти каждый день ездили на экскурсии (приехали ведь еще 9 июля, за 2 дня до начала фестиваля). В Шушенском очень спокойно, тихо даже. Машины на переходах останавливаются, пропускают пешеходов. В магазинах цены такие же как в Красноярске, зато ягода – гораздо дешевле. Очень вкусные молочные продукты (в Шушенском свой молочно-консервный завод), свежая абаканская колбаска, вкуснейшая копченая курица (с Шушенской птицефабрики).
Покупаться вот только негде. В речке Шушь нам настоятельно советовали не купаться. Народ ездит купаться на Ою, в близлежащую деревню Казанцево (10 минут), или на Тагарское (30 мин.). В поселке много пятиэтажек, видели даже 9-этажку. Много и частного сектора. Старинных зданий не приметили, всё, что сохранилось – в этнографическом музее.
Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день народный языческий праздник, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии и на Украине в дни летнего солнцестояния. Иван Купала празднуется 24 июня, учитывая природный и исторический фактор солнцестояния. Также Иван Купала многими празднуется 7 июля (по старому стилю). Иванов день имеет старинную традицию празднования также практически по всей Европе. Название праздника возникло в результате совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского славянского праздника Купало, посвящённого древнему языческому богу Купале.
В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицы ной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут три путник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!» Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.
День святого Валентина, или День влюблённых католический праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру. Назван по имени двоих из многочисленных раннехристианских мучеников с именем Валентин. В некоторых епархиях католической церкви в этот день отмечают память святого Валентина. В России праздник носит светский характер, отношение католической и православной церквей к этому празднику неоднозначное. Отношение ислама к этому празднику является негативным. Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви валентинки.
День святого Валентина, отмечаемый 14 февраля, почти для половины россиян превратился в полноценный праздник. Наиболее популярен этот праздник среди молодежи. Более 81 % юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет отмечает этот праздник. Между тем есть и те, кто готов бороться с «чуждой» традицией празднования этого дня. В принципе в самом наличии праздника, посвященного самому возвышенному чувству, ничего плохого нет. Тем более что современное общество испытывает острый недостаток любви и элементарной человеческой теплоты. Хронические стрессы и усталость современного обывателя психологи связывают именно с дефицитом искренних чувств. Однако в России, как и во всем мире, праздник «чистой и светлой любви» приобрел коммерческий оттенок. Ретейлеры ожидают роста продаж праздничной атрибутики: сувенирных сердечек, открыток и т. д. Основную массу покупателей, по статистике, составляет молодежь. Между тем значительная часть религиозной общественности отрицательно относится к этому «празднику». Они считают, что в основе традиции праздновать День всех влюбленных лежит римский языческий праздник «луперкалий», во время которого поощрялись беспорядочные половые связи и сексуальная распущенность. Негативно относится к празднику и Русская православная церковь. День всех влюбленных отказываются праздновать не только православные, но и католики. Католическая церковь никаких особых праздничных богослужений в день святого Валентина официально не проводит, считая его празднование народной, а не церковной традицией. В церкви же отмечается «память», а не «праздник» святого.
Празднование В 1969 году празднование дня св. Валентина было переведено в разряд факультативных. В настоящее время католическая церковь отмечает в этот день память святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Генсек Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский, в свою очередь сообщил РИА Новости, что в российских католических храмах 14 февраля вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается литургический праздник покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия. Празднование же в честь святого Валентина в этот день является, по словам священника, «факультативным». В православной церкви память Валентина, пресвитера Римского, с именем которого обычно связывают празднование дня святого Валентина, празднуется 19 июля (старого стиля в старостильных церквах, нового стиля в новостильных). Покровителями благополучия в супружеских отношениях на Руси считались Пётр и Феврония Муромские. В 2008 Совет Федерации России одобрил инициативу учреждения в день их памяти «Дня супружеской любви и семейного счастья»
Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) богословский термин, отражающий христианское учение о троичности (триединстве) Бога. Впервые термин Троица употреблён Феофилом Антиохийским (II век).Несмотря на общую природу всех Лиц Святой Троицы и Их равноценность акты предвечных рождения (Сына) и исхождения (Святого Духа) непостижимым образом различаются между собой. Все Лица нераздельной Троицы находятся в идеальной взаимной любви «Бог есть любовь». Рождение Сына и исхождение Духа признаются вечными, но добровольными свойствами божественного естества, в отличие от того, как Бог из ничего сотворил бесчисленный ангельский мир и материальный мир по своей благой воле, хотя мог бы и не творить ничего. Все лица Божественного существа пребывают неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Трёх-личного Бога недопустимо представлять ни как трёхглавого ни как трёхчастного.
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Тогда Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа» Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.
Па́сха (др.-греч. πάσχα, лат. Pascha, от ивр. פסח песах, букв. с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресе́ние Христо́во (др.- греч Ανάστασις το ησο Χριστο ) древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно- солнечному календарю (переходящий праздник).
Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».
Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка. В России пасхальными яйцами «христосуются» разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.
shush.ru/index.php ru.wikipedia.org/ ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Купала