Исследование уровня школьной мотивации
1. Тебе нравится в школе или не очень? А - не очень Б - нравится В - не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? А - чаще хочется остаться дома Б - бывает по-разному В - иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? А - не знаю Б - остался бы дома В - пошел бы в школу
4.. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки? А - не нравится Б - бывает по-разному В - нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? А - хотел бы Б - не хотел бы В - не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? А - не знаю Б - не хотел бы В - хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям? А - часто Б - редко В - не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель? А - точно не знаю Б - хотел бы В - не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе? А - мало Б - много В - нет друзей
10. Тебе нравится твой класс? А - нравится Б - не очень В - не нравится
Анализ анкетирования:
Ключ вопросаОценка за 1 ответ Оценка за 2 ответ Оценка за 3 ответ
баллов Высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стрем- лением успешно выполнять все предъявля- емые требования. Такие ученики четко сле- дуют всем указаниям учителя, добросовест- ны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
балла Хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов Положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.
баллов Низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.
Такое исследование необходимо проводить именно в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дает возможность подготовить психолого- педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.