Общественная экспертиза качества образования в рамках реализации ФГОС ОО © Суркова А.В., методист кафедры управления образованием ГАОУ ДПО «Сар ИПКиПРО», 2011
Общественная экспертиза качества образования проводимая общественными экспертами процедура оценки качества образования (образовательных услуг) и условий его предоставления при установлении их соответствия законодательству и нормативным документам
Уровни проведения общественной экспертизы образовательное учреждение, муниципальная система образования, областная система образования
Нормативно-правовая база общественной экспертизы в Саратовской области Положение об общественной экспертизе Саратовской области ( Приказ министерства образования Саратовской области 2446 от г. )
основные аспекты общественной экспертизы качества образования - качество образования, обеспечиваемого школой; - ООП ступеней общего образования - уровень обученности школьников (степень освоения ФГОС общего образования); - эффективность школьного менеджмента, в том числе – использование ресурсов для выполнения ООП ступеней общего образования; - общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся, обеспечиваемый данным образовательным учреждением.
Цель общественной экспертизы качества образования создание всесторонних условий для : - установления стратегических направлений развития образования; - выполнения ООП ступеней общего образования; - соответствия качества образования и условий его (их) предоставления положениям консолидированных заказов на оказание образовательных услуг, закрепленных нормативными актами; - объективности проведения процедур экспертизы деятельности образовательного учреждения; - повышения конкурентоспособности образования.
Задачи общественной экспертизы качества образования - представительство в экспертных комиссиях; - участие в организации сравнительной экспертизы; - участие в работе по разработке и контролю выполнения ООП ступеней общего образования; - участие в разработке программ по защите прав и сохранению здоровья участников образовательного процесса, обеспечению качества образования; - участие в формировании и распространении достоверной, объективной и полной информации о качестве образования; - содействие в разрешении споров по результатам экспертизы качества образования, осуществленных государственными органами.
Основные принципы общественной экспертизы качества образования - законность; - объективность оценки; - добровольность проведения экспертизы; - независимость и объективность, полнота и достоверность используемой и выдаваемой информации; - общественная открытость и широкое использование СМИ в оповещении о результатах проведенной экспертизы; - защита прав участников экспертизы; - равные возможности для получения объективных данных по актам экспертных оценок для всех заинтересованных сторон.
Объекты общественной экспертизы качества образования основные образовательные программы ступеней общего образования; результаты образования (выполнения образовательных услуг); социальная привлекательность образовательного учреждения; условия ведения образовательного процесса; безопасность образовательной среды; деятельность по управлению качеством образования; проекты и программы инновационной и экспериментальной деятельности; воспитательные программы.
Общественные эксперты в сфере образования – члены Управляющих советов общеобразовательных учреждений ; члены попечительских советов образовательных учреждений; члены общественных объединений и организаций; члены муниципальных органов государственно-общественного управления; члены Регионального совета по развитию образования Саратовской области.
варианты организации работы общественных экспертов в составе единой группы экспертов (совместно с «профессионалами»); самостоятельно (как группа общественных экспертов) с последующим представлением результатов (заключения) в комиссию
четыре группы условий, институализирующих общественное участие в экспертизе качества образования организационные условия, нормативно - правовая база, научно - методическое обеспечение информационное обеспечение
Риски общественной экспертизы в образовании 1. Ведомственный педагогический диктат в общественной экспертизе. 2. Пассивность общественных институтов, делегирование ответственности. 3. Лоббирование интересов отдельного ОУ, отдельного региона.