МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Тема: «Сложноподчиненное предложение» 9 класс Учитель русского языка и литературы: Исимбаева Д.М.
Цели и задачи: 1) Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Сложноподчиненное предложение» 2)Уметь распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложного предложения, конструировать сложные предложения, ставить знаки препинания между частями сп, производить синтаксический разбор сп. 3) Прививать интерес к русскому языку
ОТВЕТ: Сложными называются предложения, состоящие из двух и более простых предложений
2)Какие предложения называются сложноподчиненными? Сложноподчиненные предложения – это такие предложения, которые состоят из двух и более простых предложений, где одна часть – главная, а другая – зависимая.
3) Где может находиться придаточное по отношению к главному предложению? Придаточное может находиться в начале, в середине, в конце предложения.
4) Назовите средства связи придаточного предложения с главным. Средствами связи являются союзы и союзные слова.
5) Назовите основные виды придаточных предложений. Обстоятельственные, изъяснительные, определительные.
6) Как называются слова, которые могут находиться в главном предложении и указывать на вид придаточного предложения? Указательные местоимения.
7) Как определить, что служит средством связи частей сп: союз или союзное слово? Союзное слово находится всегда в ударном положении и является частью речи, а союз находится в безударном положении, не является частью речи, легко заменяется другим союзом.
8) Назовите основные группы обстоятельственных придаточных предложений Времени, места, меры и степени, образа действия, условия, следствия, сравнения, причины, уступки, цели.
Группа «Б»: 1)Из простых предложений составить сп по схеме: Откурлыкали в небе журавли. В песне тетеревов поутихла ярость. Налетел второй селезень. (когда …) и ( … ), [тогда…]. 2)Кедровка навсегда останется в нашей памяти. Здесь мы провели свое детство и юность. (Сущ., (где…),…). Станция «Творческая» Группа «А»: Построить сп по схеме, указав вид придаточного предложения 1)(причина…), [ ] 2) [ Все, ( кто…), …]
Станция «Угадай-ка» Группа «А»: Найти пунктуационные ошибки, определить вид придаточного Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум который бывает только днем. В комнате не было ни души. Кроме двери которая вела в переднюю, была еще дверь. Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату. Группа «Б»: Определить вид придаточного предложения: Она казалась мертвой, потому что разбухла от сидения и затворничества. Они гурьбой толпились около него, когда он с гитарой сидел у ворот. Она с удивлением следила, как он раскладывал книги на столе. Чтобы довершить над собой победу, он обещал поехать с визитами. Он чувствовал себя сиротой, как будто целый мир опустел.
С ТАНЦИЯ ВОПРОСОВ Цифровой диктант: 1)[ о и о ] – схема сп 2) Слово «Пунктуация» произошло от пунктуальный 3) Независимое предложение в составе сп называется главным 4) Придаточное предложение может стоять только после главного 5) Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов и союзных слов. 6) В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много красивых домов, - придаточное определительное. 7) В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека, - придаточное предложение находится перед главным. 8) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы косвенных падежей. 9) Указательные слова в сп находятся в придаточной части. 10) предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сп изъяснительное. ОТВЕТ:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!