Урок русского языка в 11 классе. Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ 20»
обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии; совершенствовать навыки правописания, умение выполнять морфологический разбор; воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Списать, расставить пропущеные знаки препинания, объяснить пропущеные орфограммы, раскрыть скобки. 1. Шабаш крикнул он повелительно. (Л.Толстой) 2. Пьер (не)отвечал потому что (ни)чего (не) слыхал и (не)видел. (Л.Толстой) 3. Ее сыновей ее любимых сыновей берут от нее что(бы) (не)увидеть их (ни)когда. (Н.Гоголь) 4. Желтые лилии ра…крыты с самого восхода солнца, белые ра…скрываются ч…сов в десять. (М.Пришвин)
Назовите части речи в первом предложении. На какие три группы делятся все части речи? Заполните таблицу, используя примеры из записаных предложений.
Часть речи Вопросы Грамматическое значение Примеры Имя существительное Кто? Что?Предметность Имя прилагательное Какой? Какая? Какое? Чей? Признак предмета Глагол Что делать? Что сделать? Действие предмета, его состояние Наречие Как? Куда? Откуда? Где? Зачем? Почему? Признак действия или признака Имя числительное Сколько? Который? Количество или порядок предметов при счете Местоимение Кто? Что? Который? Сколько? Указывает на предмет, признак, но не называет их
Предлог СоюзЧастица
Вариант 1 – глагол, местоимение (из 1 предложения) Вариант 2 – прилагательное, наречие (из 3 и 4 предложения)
-н--н- 1. Есть 1. Нет 2. Есть зависимое слово 2. Нет зависимого слова 3. Совершеный вид 3. Краткое причастие
Объяснить правописание не в отрицательных местоимениях и местоименых наречиях: Некого спросить, нечего бояться, ничего не боялся, не у кого узнать, ни у кого не брал, некогда задерживаться, недомогает, никогда не опаздывал.
Объяснить правописание не с глаголами: Не был, не мог, нездоровится, недомогает, недоумевает.
Слитно Раздельно 1. С краткими причастиями 1. Без НЕ не употребляется 2. С полными причастиями, если есть зависимое слово 2. Нет зависимых слов и противопоставления с союзом а 3. Есть противопоставление с союзом а
Что изучает морфология? Назовите самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Что изучает орфография? Расскажите о правописании –н- и –н- в прилагательных и причастиях. Расскажите о правописании не с различными частями речи. Заполните листы обратной связи.
Вариант 1 – составить словарный диктант на тему «-Н- и –НН- в прилагательных и причастиях» (объем 30 слов) Вариант 2 – составить словарный диктант на тему «Правописание НЕ с различными частями речи» (объем 30 слов)