Закрепление изученного по теме «Сложноподчинённое предложение» Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ имени Карла Маркса» Гончарова О.П.
Цели урока: закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Сложноподчинённое предложение», развивать пунктуационную грамотность, творческие способности учащихся; прививать любовь к родному языку.
Девиз урока: «Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите!» (К.Г. Паустовский)
Признаки сложноподчинённых предложений: неравнозначность частей (есть главное и придаточное предложение); от главной части можно задать вопрос к придаточной; средством подчинительной связи предикативных частей являются интонация и подчинительные союзы или союзные слова
Найдите сложноподчинённое предложение: Так же, как и летом, бродят осенью по лесу не знающие усталости грибники. Путешественники спросили лесника, нет ли другой дороги к озеру. Погода окончательно испортилась, однако, несмотря на сильный дождь, мы не отменили поход в лес.
Сложноподчинённое предложение: Путешественники спросили лесника, нет ли другой дороги к озеру.
Найдите в данном предложении главную и придаточную части Путь экспедиции, в состав которой входило несколько местных проводников, начался недалеко от побережья.
Главная часть: Путь экспедиции начался недалеко от побережья Придаточная часть: (экспедиции какой?) в состав которой входило несколько местных проводников
Признаки придаточных предложений: зависят от главной части (к ним можно задать вопрос от главной части); присоединяются к главной части или к слову в главной части при помощи интонации и подчинительных союзов или союзных слов
Типы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными изъяснительными; СПП с придаточными определительными; СПП с придаточными обстоятельственными
Виды придаточных обстоятельственных: придаточные образа действия и степени; придаточные места; придаточные времени; придаточные условия; придаточные цели; придаточные причины; придаточные уступительные; придаточные сравнительные; придаточные следствия
Чтобы определить вид придаточного предложения, необходимо: 1) найти главную и придаточную части; 2) задать вопрос от главной части (или от слова в главной части) к придаточной; 3) посмотреть, чем связаны главная и придаточная части; 4) сделать вывод
Сконструируйте предложение: кто беднее нас; что нам нечего брать у тех; русский язык так богат и гибок
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев)