Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Личность и экзамен (трудности при прохождении ).
Своеобразие учебной деятельности каждого обучающегося связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, учебной мотивацией, личностными особенностями.
Экзамен затрагивает глубокие пласты личности. Возможность провала становится для некоторых обучающихся показателем их жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Неудача для таких людей равносильна личностному поражению, так как затрагивает глубокие пласты самооценки.
Нормативно-правовая база ЕГЭ и ГИА Критерии оценивания Технология проведения экзаменов, содержание и структура КИМов Психологическая подготовка к экзаменам Основная информация
Формы психологического просвещения Стендовое оформление; Психолого-педагогические консилиумы, педагогические советы, совещания по проблемам подготовки к экзаменам; Активные формы обучения: Круглые столы; Деловые игры; Тренинги; Дискуссии; Родительские собрания; Тематические классные часы;
Направленность на формирование положительного отношения к новой форме аттестации. Ориентировка участников на действие, как необходимое и обязательное условие прохождения новой формы аттестации. Осуществление всесторонней психологической помощи на протяжении всего периода подготовки к ЕГЭ и ГИА. Принципы эффективной работы
Когнитивные: Связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Личностные: Стрессовой является сама ситуация экзамена Процессуальные: Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов С непривычной ролью взрослого С критериями оценивания ответа Группы трудностей
Групповые(или индивидуальные) коррекционные занятия дифференцированного характера для различных категорий школьников; Индивидуальные консультации выпускников с трудностями личного характера; Рекомендации для учащихся. Родителей и педагогов; Индивидуальные консультации родителей выпускников. Формы работы с детьми « группы риска»
Целенаправленное использование разнообразных методов, техник, приёмов по формированию положительного отношения к Единому государственному экзамену позволяет снизить эмоциональное напряжение учащихся, педагогов, родителей, посмотреть на ситуацию экзамена с другой точки зрения