Формирование учителем мотивации на основе организации совместной учебной деятельности школьников
Организация активного обмена Прежде всего учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для включения в совместную учебную работу младших школьников игра является одним из наиболее эффективных приемов. Мотивировать их к совместному выполнению задания может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.
Состав группы 2. Большое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору: а) Необходимо учитывать желание детей работать именно друг с другом. б) При подборе группы необходимо также учитывать соотношение возможностей детей и их представления об этом. в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темы работы, интересы.
Правильный отбор заданий 3. Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет правильный отбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен предлагать детям непосильную для них работу. Не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение к коллективным формам работы.
Место учителя в группе 4. Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работой детей, учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.