5 класс МОУ СОШ 81 Учитель- Марченко Александр Михайлович
Урок первый Тема урока: Технический Рисунок Цель урока: Иметь представление о техническом рисунке, научится выполнять рисунок.
Технический рисунок На этом уроке вы познакомитесь с очень важным и чрезвычайно полезным графическим изображением - техническим рисунком, потому что изготовление изделия очень затруднительно, а в большей степени невозможно без него.
Терминология Технический рисунок - аксонометрическое изображение изделия, выполненное от руки в глазомерном масштабе (аксонометрия эскиз)
Симметрия Чтобы более полно усвоить тему, познакомимся с понятием о симметрии.
? Что такое симметрия Одним из понятий науки, которое наряду с понятием "гармонии" имеет отношение практически ко всем структурам природы, науки и искусства является "симметрия". Выдающийся математик Герман Вейль высоко оценил роль симметрии в современной науке: "Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство". Что же такое "симметрия"? Когда мы смотрим в зеркало, мы наблюдаем в нем свое отражение - это пример "зеркальной" симметрии. Зеркальное отражение - это пример так называемого "ортогонального" преобразования, изменяющего ориентацию.
Ось симметрии К фундаментальным понятиям симметрии относится понятие о оси симметрии Осью симметрии L называется такая прямая линия, вокруг которой симметричная фигура может быть повернута несколько раз таким образом, что каждый раз фигура "само совмещается" сама с собой в пространстве. L
На явление симметрии в живой природе обратили внимание еще пифагорейцы в связи с развитием ими учения о гармонии. Установлено, что в природе наиболее распространены два вида симметрии - "зеркальная" и "лучевая симметрии. "Зеркальной" симметрией обладает бабочка, листок или жук (Рис.2-а) и часто такой вид симметрии называется "симметрией листка" или "билатеральной симметрией". К формам с лучевой симметрией относятся гриб, ромашка, сосновое дерево (Рис.2-б) и часто такой вид симметрии называется "ромашка-грибной" симметрией. Рисунок 2. Природные формы с "билатеральной" (а) и "радиальной" (b) симметрией
Еще в 19-м веке исследования в этой области привели к заключению, что симметрия природных форм в значительной степени зависит от влияния сил земного тяготения, которое в каждой точке имеет симметрию конуса. В результате был найден следующий закон, которому подчиняются формы природных тел: "Все то, что растет или движется по вертикали, то есть вверх или вниз относительно земной поверхности, подчиняется радиально-лучевой ("ромашка-грибной") симметрии. Все то, что растет и движется горизонтально или наклонно по отношению к земной поверхности, подчиняется билатеральной симметрии - "симметрии листка" (одна плоскость симметрии)". Принцип "симметрии" широко используется в искусстве. Бордюры, используемые в архитектурных и скульптурных произведениях, орнаменты, используемы в прикладном искусстве, - все это примеры использования симметрии. Принцип симметрии очень часто используется совместно с принципом "золотого сечения". Таким примером может служить картина Рафаэля "Обручение Марии" (Рис. 3). Рисунок 3. Гармонический анализ картины Рафаэля "Обручение Марии ". В современной науке интерес к симметрии и ее проявлениям во всевозможных областях природы, науки и искусства исключительно возрос и отражением этого интереса стало учреждение в 1989 г. Международного общества для междисциплинарного изучения симметрии (ISIS-Symmetry), что "стало началом значительного интеллектуального движения". Международного общества для междисциплинарного изучения симметрии (ISIS-Symmetry)
Выполнение рисунка Выполнение рисунка надо начинать с осевой линии, если предмет симметричный Проведем линию по диагонали так,чтобы её длина составляла 12 клеток
Проведем две линии, по три клетки, в право и в лево от осевой линии
Соединим концы линий
От углов палубы проведем вниз линии длиной в две клетки
Соединяем концы линий
Теперь будем рисовать надстройку кораблика. Сначала построим квадрат со стороной в 4 клетки, это будет рубка.
По одной клетке от углов квадрата по диагонали проведем линии
Достраиваем рубку
Далее начинаем рисовать моторный отсек: три клетки по диагонали, две по вертикали
Рисуем верхнюю часть моторного отсека
Из угла в угол проведем линии которые укажут центр трубы
Вокруг центра нарисуем овал
Проведем из центра овала прямую длиной в три клетки, получилась ось симметрии трубы
Вокруг верхней точки проведем овал
Достраиваем трубу
Стираем невидимые линии
Указываем центры иллюминаторов
Рисуем иллюминаторы
Задание для самостоятельной работы: нарисовать уплывающий кораблик
На этом урок закончен. Сравните свой рисунок с рисунком кораблика на экране.