Урок обобщения и систематизации знаний и умений Учитель: Маклакова Оксана Анатольевна МОУ «ООШ 34» г. Сыктывкара
Образовательный аспект: научить учащихся видеть реальность развития живой материи. Вовлечь учащихся в теоретическое мышление в процессе обсуждения теорий возникновения жизни. Развивающий аспект: показать возможность использования компьютерных технологий на уроках биологии. Развивать у обучающихся самостоятельность и творчество, а также исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, анализ и обобщение). Воспитательный аспект: воспитывать терпимость к взглядам других людей; привлечь учащихся к анализу целей и методики проведения опытов ( опыт Ф. Реди, Л.Пастера и др.), помня слова К.Д. Ушинского: «Наука в этом объёме и в этом возрасте учеников есть воспитание…». Класс: девятый.
Оборудование: таблицы по общей биологии, карточки – задания,урок проводится в кабинете информатики. Модель организации учебной деятельности учащихся на уроке с использованием ИКТ( « Несколько компьютеров в классе»). Продолжительность занятия: 45 минут. Форма урока: урок – зачёт. Структура урока: 1. Организационный момент. Сообщение целей урока. 2. Актуализация знаний учащихся. 3. Систематизация и обобщение знаний. 4.Рефлексия. Элементы биологического содержания: абиогенез, абиогенный синтез, автотрофность, аминокислоты, аммиак, бактерии, бинарная номенклатура, биогенез, вирусы, коацерваты, открытые системы, первичная атмосфера Земли, прокариоты, систематика, таксоны. Класс делится на малые группы, каждая из которых выполняет своё задание. По истечении определённого времени учитель подаёт сигнал, по которому учащиеся проводят самопроверку выполненного задания и оценивают его. После этого группа переходит к другому столу и выполняет следующее задание. Деятельность учащихся организуется по принципу «Вертушка».
Ф.И. ученика 1 стол 2 стол 3 стол 4 стол тест Итоговая оценка Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаём Себя самих – лишь грёзою природы. Ф. Тютчев.
zemle-nauchnye-gipotezy.html. (1http://fcior.edu.ru/card/2494/vozniknovenie-zhizni-na zemle-nauchnye-gipotezy.html. (1, 2 задания). 2 стол: «Возникновение жизни на Земле: научные гипотезы» - контрольный модуль. zemle-nauchnye-gipotezy.html. (3, 4 задания). zemle-nauchnye-gipotezy.html. (
Комплекс упражнений гимнастики для глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедленными движениями указательными пальцами вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
zemle- nauchnye-gipotezy.htmlhttp://fcior.edu.ru/card/9402/vozniknovenie-zhizni-na zemle- nauchnye-gipotezy.html. 4 стол: тестовое задание «Происхождение и развитие жизни на Земле». Тест представляется на информационных листах: Выберите один правильный ответ: 1. Теория абиогенеза объясняет возникновение жизни на Земле путём: А) занесения её из космоса; Б) происхождения её от живого; В) сверхъестественного творения; Г) самопроизвольного зарождения из неживого.
2. Окончательно в XIX в. доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни в питательных средах, помещённых в колбу, с S – образным горлом: А) Ф.Реди Б) Л. Пастер В) А. Левенгук Г) Л. Спаллациани. 3. В 1924 году коацерватную гипотезу происхождения жизни на Земле сформулировал: А) Л. Пастер Б) С. Миллер В) Дж. Бернал Г) А. Опарин. 4. Согласно взглядам А.И. Опарина основными источниками энергии для абиогенного синтеза органических веществ из неорганических на древней Земле были: А) электрические разряды Б) ультрафиолетовое излучение В) энергия химических реакций Г) тепловое излучение от извержения вулканов. 5. Согласно теории А.И. Опарина, коацерваты обладали свойствами живого потому, что: А) состояли из молекул белка Б) распадались на более мелкие капли; В) воспроизводили новые коацерватные капли Г) осуществляли обмен веществ с окружающей средой.
6. Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения первых: А) органических веществ Б) коацерватных капель из органических веществ В) одноклеточных прокариотических организмов Г) одноклеточных эукариотических организмов. 7. Жизнь на Земле возникла: А) первоначально на суше Б) первоначально в океане В) на границе суши и океана Г) одновременно на суше и океане 8. Первые живые организмы, появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были: А) аэробными автотрофами Б) аэробными гетеротрофами В) анаэробными автотрофами Г) анаэробными гетеротрофами 9. Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, было: А) появление прокариот Б) появление эукариот В) возникновение фотосинтеза у прокариот Г) возникновение дыхания у эукариот. Ответы: 1)г 2)б 3)г 4)а 5)г 6)в 7)б 8)г 9)в баллов – оценка «5»; 6-7 баллов – оценка «4»; 4-5 баллов – оценка «3», менее четырёх – оценка «2».
Форма: фронтальная беседа. Учитель просит ответить учащихся на вопросы о том, какие моменты урока запомнились им больше всего, какие задания вызвали затруднения и т.д.
Для будущего поколения, оно должно и имеет право наслаждаться всем тем, что имеем мы Беречь жизнь – значит беречь себя Это счастье, здоровье, успех Чтобы светило солнце, улыбались люди улыбались люди Без жизни наступит мрак ПОЧЕМУ НУЖНО БЕРЕЧЬ ЖИЗНЬ ?
Всмотритесь – подлинная жизнь рядом с вами. Она в цветах на лужайке; в ящерице, которая греется на солнышке у вас на балконе; в детях, которые с нежностью смотрят на мать; в целующихся влюбленных; во всех этих домишках, где люди пытаются работать, любить, веселиться. Нет ничего важнее этих скромных судеб. Их сумма и составляет человечество. Андре Моруа Андре Моруа