Организация контроля знаний и умений учащихся на уроках информатики Презентация подготовлена учителем информатики МБОУ СОШ 32 г. Новочеркасска Шевченко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УЧЕНИКУ ОБ ОТМЕТКАХ ПО МАТЕМАТИКЕ. Оценка письменных работ.
Advertisements

Система оценивания по математике в соответствии с ФГОС.
Методы и средства обучения.
НМЦ Виды и методы контроля на уроках информатики и ИКТ Презентация подготовлена методистом Соболевой Лидией Алексеевной.
Блочно- модульная технология в преподавании математики 1. Проблемный модуль 2. Информационный модуль 3. Расширенный модуль 4. Модуль систематизации 5.
Контроль как один из методов диагностики учебных достижений учащихся в школьном курсе химии Квашина Ирина Павловна, школа 44.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Контроль – это проверка процесса и результата труда. Он позволяет проникнуть в существо учебно – воспитательного процесса. Контроль в педагогическом труде.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися.
Урок развивающего контроля Доклад на педагогическом совете учителя физики и информатики Юрина В.А. р.п. Горьковское
Домашнее задание как составная часть образовательного процесса. Подготовила учитель географии МБОУ СОШ 6 Скуточкина Н.А.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Школа молодого специалиста Занятие 1 Письменные работы на уроках математики Информация подготовлена учителем математики Котовой Т.В. Школа – интернат 4.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ПРЕДМЕТНИКОВ 1. При опросе слабоуспевающим ученикам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Транксрипт:

Организация контроля знаний и умений учащихся на уроках информатики Презентация подготовлена учителем информатики МБОУ СОШ 32 г. Новочеркасска Шевченко Л.Б

Учитывать на глаз – значит рисковать, впасть в многочисленные иллюзии глазомера, объективный учёт поддаётся проверке, он понятен как школьнику, так и родителю, инспектору, а не только педагогу. П. П. Блонский За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными (особенно это относится к информационным технологиям), а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения.

управление процессом усвоения, его коррекции; воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности; обучение и развитие. Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам ученик. Такую связь называют внутренней. Функции контроля знаний и умений учащихся:

Контроль знаний - это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся. Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний ученика. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки.

Контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника в учебном году, должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы. Систематический учет знаний и умений школьников позволяет своевременно обнаружить пробелы в воспитании, осознании и осмыслении, обобщении и систематизации знаний, применении их на практике…. Для этого используются различные формы и методы контроля. Т е с т: «Третий лишний»

В и д ы к о н т р о л я Текущий ПериодическийИтоговый Самоконтроль

Назначение текущего (формирующего) контроля - проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала. Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. Необходимо применять разнообразные формы и средства проверки в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть.

проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой. В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые отбираются в соответствии с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть – деятельности в новых ситуациях, что предоставит каждому ученику возможность полностью проявить себя и показать уровень своей подготовки по теме. Периодический (тематический) контроль Итоговая практическая работа (WORD, EXCEL)

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала. Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Итоговый контроль и самоконтроль

Иванов М.П. Пример карточки самоконтроля учащегося КАРТОЧКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Ф.И. учащегося Иванов Михаил Класс 11 б Домашнее задание Устные ответы, работа у доски Практическая работа Итоговая оценка Письм. раб. Оцен 12345УстныеУ доски 1234Баллы Оценка Шкала оценивания: «5» - 12 и более баллов «4» - 10 – 11 баллов «3» - 8 – 9 баллов

Формы контроля знаний Индивидуальный контроль (контроль учителем) Взаимоконтроль Самоконтроль 1. Устный опрос. 2. Зачет (устный, письменный). 3. Домашняя работа (контрольная, творческая). 4. Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая) 5. Диктант (компьютерный, цифровой). 6. Контрольная работа, лабораторная работа, контролирующая программа. 7. Тесты (на бумаге, на ПК). 1. Устный опрос (в парах, в группах). 2. Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок. 1. Используя эталон или опорный конспект, справочный материал. 2.Тестирование.

При выборе форм контроля и оценивания необходимо исходить из того, что истина, как всегда, кроется в разумном использовании и сочетании самых разнообразных – традиционных и инновационных - форм контроля и оценивания. САМОКО-НТРОЛЬ ИННОВАЦИОННЫЕ: тестирование (в том числе компьютерное), метод учебного портфолио, метод рейтингового оценивания ТРАДИЦИОННЫЕ: диктант, самостоятельная работа, практическая работа, контрольная работа, традиционное оценивание, оценивание по объему работы

Нетрадиционные формы контроля: Головоломки Головоломка опирается на широко известные сведения или сведения, до которых можно додуматься в процессе решения. Анаграммы - НИМОТОР (монитор) - ПЬЮРОМТЕК (компьютер) - СВИТЕРЧЕН (винчестер) - ТАКСИЕД (дискета) Ребусы Загадочный ребус позволяет вспомнить понятие или процесс. При отгадывании ребусов, можно задавать дополнительные вопросы: «дайте определение», «объясните свойства» и т.д.

Защита творческих работ или проектов В начале изучения темы учащимся предлагается выполнить проект или творческую работу. Ученик выполняет работу в течение нескольких уроков, затем на итоговом уроке происходит защита проектов. Творческие работы или проекты

По горизонтали: 1. Прием мышления, посредством которого из исходного знания получается новое знание. 3. Логическое сложение. 5. Немецкий ученый, философ, логик. 8. Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. 9. Логическая связка. 10. Одно из двух возможных значений, которые могут принимать логические формулы; правда. По вертикали: 2. Логическое умножение. 4. Отрицание. 6. Наука о законах и формах мышления. 7. Частица, используемая для образования сложного высказывания. Кроссворды Решение кроссвордов – полезное умственное занятие при контроле знаний. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Как видно, учитель располагает богатым набором средств контроля, что позволяет сделать его достаточно эффективным, регулярным и разнообразным.

В зависимости от специфики содержания материала и с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся можно выбрать следующие методы обучения и соответствующие им приемы преподавания и приемы учения. Метод Приемы преподавания Приемы учения Примеры использования Репродуктивны й Устный опрос Упражнения на запоминание материала Игра Решение заданий по образцу Повторение информации При изучении прикладных программ пакета MOffice использование карточки-инструкции, содержащие алгоритм выполнения конкретных операций Объяснительно иллюстративный Беседа Формулировка фактов Сообщение Объяснение Показ действия Просмотр информации Прочтение информации Прослушивание информации Участие в восприятии информации При изучении нового материала по всем разделам курса информатики, кроме печатных материалов, использование мультимедийных презентаций, электронных справочников, учебников, энциклопедии Частично- поисковый Эвристическая беседа Самостоятельная работа с элементами исследования Игра Самостоятельные обобщения по частным вопросам Решение познавательных задач Составление плана самостоятельной работы Участие в эвристической беседе При закреплении изученного материала даются задания поискового характера (после изучения темы Возможности Интернета дать сравнительную характеристику систем информационного поиска )

Проблемный Постановка проблемы Создание проблемной ситуации Разрешение проблемной ситуации Анализ полученного решения Выполнение логических операций Рассказ Осмысление учебного материала Составление плана Виртуальные лабораторные работы с использованием обучающих программ Исследовательский Сопоставление с новыми фактами Консультация Анализ Оценка Организация эксперимента Анализ известных фактов Управление исследовательской деятельностью Осознание учебной проблемы Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи Проведение эксперимента Соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением Обобщение по проблеме в целом Интегрированные уроки по методу проектов, результатом которых является, например, создание web-страниц, проведение телеконференций и т.д. Метод Приемы преподавания Приемы учения Примеры использования

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок: оценка «5» выставляется, если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику; - правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. оценка «4» выставляется, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

оценка «3» выставляется, если: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. оценка «2» выставляется, если: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, - допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. оценка «1» выставляется, если: - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучае

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования. Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.