МКОУ МО г. Ирбит «Школа 5» Подготовила: Адамбаева Л.А., учитель начальных классов МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ («ПИСЬМО С СЕКРЕТОМ»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Каллиграфия письма, как основа орфографической зоркости Учитель начальной школы МБОУ СОШ 29 Переяслова О.В.
Advertisements

Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Каллиграфия - это не просто умение красиво писать.
Каллиграфия письма, как основа орфографической зоркости Учитель МБОУ ООШ 26 Иванюк Е.Ю.
Методы и приемы формирования письма у младших школьников.
Секреты каллиграфии: культурологический аспект Авторы проекта: Асанина Дарья Харатьян Евгения Харатьян Евгения 8 «В» класс 8 «В» класс Руководитель: Козлова.
Психолого-педагогическая коррекция почерка у детей Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте. Учитель начальной школы МОУ Жаворонковская СОШ Васильева И. А.
Час литературного творчества « Недаром помнит вся Россия ….»
Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида.
СТИХИЙНЫЙ ПЛАНОМЕРНО-УПРАВЛЯЕМЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА «МИНУСЫ» Не учитываются условия правильного выполнения действий.
Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Романенко Г.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ.
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в школе V вида.
Дорогие ребята! Я рада возможности общаться с вами ! Каждый день я буду вас знакомить с интересными заданиями от сказочных героев, которые ждут вас в нашей.
Сформулируйте определение универсальных учебных действий. (УУД)
ТЕМА: «Формирование компонентов учебной деятельности младших школьников» Шмыкова Галина Николаевна учитель начальных классов МОУ «ИВАНО-ЛИСИЧАНСКАЯ СОШ»
Из опыта работы учителя начальных классов КСОШ 3 Морозовой Ольги Борисовны.
ПРОГРАММА ОЭР МОУ СОШ 6 « Развитие познавательной активности обучащиюхся с трудностями в обучении на основе формирования общеучебных умений и навыков.»
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Муниципальная общеобразовательная средняя школа 5 Урок – презентация по черчению 2004 г. Педагог: Коваленко Татьяна Владимировна.
НАГОРНОВА М.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ ГИМНАЗИИ 26 Г. ТОМСКА Формирование умственных действий.
Транксрипт:

МКОУ МО г. Ирбит «Школа 5» Подготовила: Адамбаева Л.А., учитель начальных классов МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ («ПИСЬМО С СЕКРЕТОМ»)

Презентация подготовлена на основании статьи Илюхиной Веры Алексеевны директора ЮЗОУО ГОУ СОШ 2006, Москва, Заслуженный учитель России, Отличник народного просвещения html МКОУ «Школа 5»

Письмо – это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени. Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно - двигательный навык. Почерк зависит от индивидуальных особенностей и психического состояния человека. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально- психологических особенностей человека.

Своеобразие почерка определяется следующими признаками: специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заостренностей, растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами, отрывным или безотрывным письмом, письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном, ритмическим повтором элементов или их аритмичностью, нажимом, крупным или мелким письмом, ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали.

Что же может оказывать влияние на формирование почерка? физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму, время начала обучения письму, отношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении, отношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии, развитие у ребенка чувства ритма, качество орудий труда и т.д.

Этапы формирования графического навыка На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь. На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма. На третьем – писать буквы. На четвертом – писать целые слова.

Санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося - недостатки -за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту, пишут буквально «носом»; -левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову; -локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу; - голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу, вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

Формирование графического навыка Формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.

Управление обучением -проанализировать образец; - -проанализировать материал и орудия действия; - проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения; -проанализировать исполнительные операции; - -составить план выполнения задания; - - обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

Для школьников есть система четких эталонов - алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма. При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной. материальной речевой умственной Алгоритм написания букв

Материальная форма Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.)

Речевая форма Речевая форма – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.

Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме». По мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко.

Анализ каллиграфических ошибок -не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке; -буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко; -наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; -не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме; -не выдерживается нужная высота букв; -обнаруживается ломаность, вычурность письма; -имеет место угловатость, «заборность» письма; -не соблюдается связность букв при письме; - наблюдается полная неразборчивость, «каша».

Основной алгоритм письма 1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности. 2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов). 3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями. 4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)

5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.) 6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»). 7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).

Безотрывное письмо Безотрывность письма позволит не только правильно формировать графический навык, но и увеличить скоропись, сохраняя при этом качество работы. Наличие же принципа отрыв насти в процессе обучения письму при приписывании последующей буквы отрицательно сказывается на качестве письма - теряется ровное и четкое письмо. Процесс письма не является простым моторным актом, он помогает школьнику в развитии его познавательного интереса, речи, силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и ее результатам.

Мышление 6-7-летних детей носит наглядно-образный характер, поэтому в памяти ученика следует сформировать четкий и дифференцированный зрительный образ буквы. Учащимся предлагается сравнивать изучаемую печатную букву с письменной, выделять в ней уже известные элементы, вспомнить, в каких изученных буквах они уже встречались. Разобрать новые элементы, подумать, на что они похожи, постараться дать им название. Учитель предлагает свой вариант названия, с которым дети, как правило, соглашаются. Алгоритм буквы не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности педагога и детей. Это позволяет ребятам осознанно усваивать алгоритм. Время усвоения в каждом конкретном случае разное. Одни усваивают алгоритм в процессе ознакомления с новой буквой, другие – несколько позже, при этом принцип осознанности всегда должен оставаться ведущим.

Таким образом, используя известный алгоритм письма, ученики путем анализа, логических рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного письма. Такое построение графической работы способствует активизации мыслительной деятельности ученика.