Урок русского языка в 9 классе Федичкина Ю.С., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Advertisements

Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Информация главная второстепенная та, без которой не был бы понятен авторский замысел (ключевые слова) та, без которой не был бы понятен авторский замысел.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
По русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Т ЕМА УРОКА : ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «Коротко и ясно, оттого и прекрасно». пословица.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
( приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году ИК2Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил.
Мастер-класс по теме: «Приемы работы с текстом при подготовке части С в ГИА и ЕГЭ». Выполнила: учитель высшей категории Захарченко Ольга Александровна.
Транксрипт:

Урок русского языка в 9 классе Федичкина Ю.С., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области

Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах. Пьер Буаст Для справки: Пьер Буаст ( гг.) Лексикограф, автор универсального словаря французского языка

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Цель: научиться приемам сжатия текста

Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст.

Для этого необходимо: 1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным. 2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.

При сжатии: повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности; рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы; описания – исключаются незначительные, несущественные детали.

Приемы сжатия текста: Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.). Языковые

Языковые приемы сжатия текста: 1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и предложения, не содержащие главную информацию. 2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями, передается одним. 3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые. 4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями. 5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной. 6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом

Алгоритм работы над сжатым изложением ШАГ 1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль. Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания. Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания. Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан. Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан

ШАГ 2. Выделите микротемы. Микротема – часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью. Микротема – часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью. Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких. Абзац – компонент текста, обладающий относительной самостоятельностью, законченностью, смысловой и грамматической связностью. Абзац – компонент текста, обладающий относительной самостоятельностью, законченностью, смысловой и грамматической связностью

ШАГ 3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной. ШАГ 4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки. Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова. ШАГ 5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.

ШАГ 6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания. ШАГ 7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.

Мы часто говорим о сложностях воспитания. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребенка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено понятия о нравственности, то потом обществу он доставит немало хлопот.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка. Это происходит, когда родители, недодав ребенку душевного тепла, стремятся искупить свою вину перед ним запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Таким образом, если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая заботы о нем на кого-то другого, то не удивительно, что иной ребёнок вырастает циничным, не верящим в бескорыстие, что жизнь его обедняется.

Домашнее задание: 1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением. 2. Сжато изложить текст упр. 48, 49, 51 (по выбору).