Урок русского языка в 9 классе Федичкина Ю.С., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области
Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах. Пьер Буаст Для справки: Пьер Буаст ( гг.) Лексикограф, автор универсального словаря французского языка
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Цель: научиться приемам сжатия текста
Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст.
Для этого необходимо: 1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным. 2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.
При сжатии: повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности; рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы; описания – исключаются незначительные, несущественные детали.
Приемы сжатия текста: Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.). Языковые
Языковые приемы сжатия текста: 1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и предложения, не содержащие главную информацию. 2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями, передается одним. 3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые. 4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями. 5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной. 6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом
Алгоритм работы над сжатым изложением ШАГ 1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль. Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания. Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания. Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан. Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан
ШАГ 2. Выделите микротемы. Микротема – часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью. Микротема – часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью. Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких. Абзац – компонент текста, обладающий относительной самостоятельностью, законченностью, смысловой и грамматической связностью. Абзац – компонент текста, обладающий относительной самостоятельностью, законченностью, смысловой и грамматической связностью
ШАГ 3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной. ШАГ 4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки. Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова. ШАГ 5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.
ШАГ 6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания. ШАГ 7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.
Мы часто говорим о сложностях воспитания. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребенка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено понятия о нравственности, то потом обществу он доставит немало хлопот.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка. Это происходит, когда родители, недодав ребенку душевного тепла, стремятся искупить свою вину перед ним запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Таким образом, если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая заботы о нем на кого-то другого, то не удивительно, что иной ребёнок вырастает циничным, не верящим в бескорыстие, что жизнь его обедняется.
Домашнее задание: 1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением. 2. Сжато изложить текст упр. 48, 49, 51 (по выбору).