МБОУ СОШ 18 имени Э.Д. Потапова Функции в языке программирования QBasic МБОУ СОШ 18 имени Э.Д. Потапова Функции в языке программирования QBasic Арифметические,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в язык программирования Pascal Введение в программирование.
Advertisements

Введение в язык программирования Basic Введение в программирование.
Введение в язык программирования Basic Введение в программирование.
Информатика в школе Введение в язык программирования Basic Введение в программирование.
Информатика в школе Введение в язык программирования Pascal Введение в программирование.
Виды алгоритмов: Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); Циклический алгоритм (описание действий, которые.
Языки программирования.. Этапы создания программы. Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается.
Что такое алгоритм АЛГОРИТМ АЛГОРИТМ АЛГОРИТМ – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается.
Введение в QBasic Исторические сведения. Основы составления линейных алгоритмов на языке QBasic.
Линейный алгоритм. Синтаксис языка Basic
Ветвление в алгоритмах и программах. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо.
Программное управление работой компьютера CLS INPUT A,B,C P=A+B+C PRINT P END.
Содержание: Что такое алгоритм? Что такое алгоритм? Что такое алгоритм? Что такое алгоритм? Этапы решения задач с использованием компьютера. Этапы решения.
Запись алгоритмов на языке программирования Введение в язык программирования QBASIC Презентацию разработал Мащенко П.С., учитель МБОУ СОШ 2 муниципального.
АЛГОРИТМИКА © МОУ СШ Изначально компьютеры были созданы для арифметических вычислений. Но сегодня ЭВМ также используются для изучения явлений природы,
Алгоритм – последовательность точных действий, направленных на получение результата. Свойства. 1. Однозначность - каждая команда не должна быть понята.
Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на QBasic. Программное управление работой компьютера Епифанова Т.Н. / 2010 CLS INPUT A,B,C.
Работу выполнили ученицы 9 «Б» класса Гордеева Татьяна и Шебаршова Рита.
План-конспект урока (информатика и икт, 9 класс) по теме: Переменные:тип, имя, значение
Транксрипт:

МБОУ СОШ 18 имени Э.Д. Потапова Функции в языке программирования QBasic МБОУ СОШ 18 имени Э.Д. Потапова Функции в языке программирования QBasic Арифметические, строковые и логические выражения Учитель Зацепина Е.М. Мичуринск- наукоград 9 класс

Повторение Повторение 1. Какие вы знаете типы выражений? 2. Какие операции производятся над арифметическими выражениями? 3. Какая операция называется конкатенацией? 4. Какие значения могут принимать логические выражения?

Введение в язык программирования QBasic Введение в программирование

Этапы создания программы Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.

Транслятор Транслятор средство для преобразования текстов из одного языка, понятного человеку, в другой язык, понятный компьютеру. Транслятор Интерпретатор Компилятор последовательно анализирует и исполняет каждую строку программы проводит полный анализ написанной программы и формирует уже готовый к исполнению машинный код

Этапы создания программы Алгоритм Текст программы на каком-либо языке программирования Машинный код CLS INPUT a s=a*a PRINT s END Очистить экран Ввести а Вычислить площадь Вывести результат программисттранслятор начало Очистить экран

Языки программирования Языки программирования - искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом "слов", значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов). Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные (с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.

Из истории языков программирования На заре компьютерной эры, в 50-е годы XX века, программы писались на машинном языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.

Из истории языков программирования В 6070-е годы для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).

Из истории языков программирования Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (линейную, ветвление, цикл). Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Бейсик (Basic), созданный в 1964 году. В течение последующего времени Бейсик развивался, появлялись его различные версии (MSX-Basic, Бейсик-Агат, QBasic и др.). Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal. Basic (Бейсик) создавался в 60-х годах в качестве учебного языка и очень прост в изучении. По популярности занимает первое место в мире.

Функции в языке программирования QBasic Функции могут быть различных типов: 1) Математические (значениями как аргументов, так и функций являются числа); 2) Строковые (строками являются либо аргументы, либо возвращаемые функциями значения); 3) Ввода и вывода; 4) Даты и времени и т.д.

Арифметические операции на языке Basic Операция ОбозначениеПример Результат Сложение Вычитание Умножение * 3*412 Деление / 15/35 15/43.75 Целочисленное деление \ 15\43 Возведение в степень ^ 2^38 Остаток от деления MOD 13 MOD 53

Математические функции на языке Basic КореньSQR(X) Модуль числа ABS(X) СинусSIN(X) КосинусCOS(X) ТангенсTAN(X) Целая часть числа INT(X) Натуральный логарифм LOG(X)

Операторы В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.

Некоторые операторы языка QBasic REM – оператор комментария. Все что следует после этого оператора до конца строки игнорируется компилятором и предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно. пример: REM Это комментарий можно и так: Это тоже комментарий

Некоторые операторы языка QBasic CLS - очистить экран. Вся информация, которая была на экране, стирается. пример: CLS

Некоторые операторы языка QBasic PRINT (вывод, печать) – оператор вывода. Выводит информацию на экран. пример: PRINT "Привет! Меня зовут Саша. PRINT "Привет! ", " Меня зовут Саша." PRINT "Площадь квадрата = ",s

Некоторые операторы языка QBasic INPUT (ввод) – оператор ввода. Используется для передачи в программу каких-либо значений. пример: INPUT а INPUT "Введите число а: ", а

Некоторые операторы языка QBasic END – оператор конца программы. пример: END IF - если, THEN - тогда, ELSE - иначе

Некоторые операторы языка QBasic DIM – оператор описания типа переменной. Пример: DIM a, b, chislo1 AS INTEGER Integer – целые числа от до Для задания значения переменной служит оператор присваивания. Он записывается так: LET переменная = значение или просто: переменная = значение Пример: LET a = 3 chislo1 = 15

Практическая часть: Запись математических выражений I=U/R T=2*3.14*SQR(L/G) s=v0*t+(a*t^2)/2

Программа для вычисления перемещения REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ CLS INPUT "ВВЕДИТЕ НАЧ. СКОРОСТЬ ", v0 INPUT "ВВЕДИТЕ УСКОРЕНИЕ ", а INPUT "ВВЕДИТЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ", t s=v0*t+(a*t^2)/2 PRINT "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАВНО: ",s END REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ CLS INPUT "ВВЕДИТЕ НАЧ. СКОРОСТЬ ", v0 INPUT "ВВЕДИТЕ УСКОРЕНИЕ ", а INPUT "ВВЕДИТЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ", t s=v0*t+(a*t^2)/2 PRINT "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАВНО: ",s END

Программа для вычисления перемещения REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ CLS DIM v0, a, t, s AS SINGLE INPUT "ВВЕДИТЕ НАЧ. СКОРОСТЬ ", v0 INPUT "ВВЕДИТЕ УСКОРЕНИЕ ", а INPUT "ВВЕДИТЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ", t s=v0*t+(a*t^2)/2 PRINT "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАВНО: ",s END REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ CLS DIM v0, a, t, s AS SINGLE INPUT "ВВЕДИТЕ НАЧ. СКОРОСТЬ ", v0 INPUT "ВВЕДИТЕ УСКОРЕНИЕ ", а INPUT "ВВЕДИТЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ", t s=v0*t+(a*t^2)/2 PRINT "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАВНО: ",s END

Линейная Линейная структура программы Введение в программирование

Линейная структура программы Программа имеет линейную структуру, если все операторы (команды) выполняются последовательно друг за другом.

Линейная структура программы Начало После школы иду гулять Возвращаюсь домой Делаю уроки Конец Начало Команда 1 Команда 2 Команда 3 Конец

CLS PRINT "Привет!"

Площадь прямоугольника CLSa=3b=4s=a*b PRINT "Площадь прямоугольника равна ",s ENDCLSa=3b=4s=a*b END

Площадь прямоугольника CLS INPUT "Введите длину: ", a INPUT "Введите ширину: ", b s=a*b PRINT "Площадь прямоугольника равна ",s END

Задача: Рассмотрим для примера программу вычисления площади треугольника по 3 сторонам., где, где a b c

Составим алгоритм и запишем его в виде блок-схемы:

Программа может иметь вид: вычисление площади треугольника по 3 сторонам. REM Вычисление ……………………по 3 ………… C.... INPUT "Введите ………….: ", a …………."Введите …………: ", b …………."Введите ………… p=(a+b+c)/2s=SQR(p(p-a)(p-b)(p-c)) PRINT " ………………….: ", s END REM Вычисление ……………………по 3 ………… C.... INPUT "Введите ………….: ", a …………."Введите …………: ", b …………."Введите ………… p=(a+b+c)/2s=SQR(p(p-a)(p-b)(p-c)) PRINT " ………………….: ", s END

Задание: написать программу вычисления выражения Задание: написать программу вычисления выражения y = SQR(x) + SQR((x + 2) / 5)

Домашнее задание Домашнее задание 1. Уметь составлять блок-схемы и программы, имеющие линейную структуру, записывать математические выражения на QBasic. 2. Составить линейную блок-схему и написать программу вычисления длины окружности и площади круга. 2. Составить линейную блок-схему и написать программу вычисления длины окружности и площади круга.

Развлетвляющаяся Развлетвляющаяся структура программы Введение в программирование

Вопросы: Что такое транслятор?Что такое транслятор? Какие языки программирования вы знаете?Какие языки программирования вы знаете? Что такое оператор?Что такое оператор? Какие операторы языка программирования Basic вы знаете?Какие операторы языка программирования Basic вы знаете?

Разветвляющий алгоритм - Алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий: Если в комнате темно, тогда надо включить свет. Если пойдет дождь, тогда надо взять зонтик, иначе, зонтик не брать.

Разветвляющий алгоритм Во многих случаях требуется, чтобы при одних условиях выполнялась одна последовательность действий, а при других – другая.

Рассмотрим запись условного оператора на языке Basic

Первичные конструкции на языке QBasic Конструкции ОбозначениеПример Больше > 5 >3 Меньше < 5< 3 Равно = 3=3 Больше или равно Меньше или равно >= x>=0 <= x<=0 Не равно <> y<>0 Условия Условия - еще один тип логических выражений. В них используются следующие операторы сравнения:

Первичные конструкции на языке QBasic ИСТИНА (TRUE) или ЛОЖЬ (FALSE). Справа и слева от знака сравнения должны стоять величины, относящиеся к одному типу. В результате сравнения получается логическая величина, имеющее значение ИСТИНА (TRUE) или ЛОЖЬ (FALSE).Пример: 5<7 - ИСТИНА; 8=12 -ЛОЖЬ (проверяем равно ли 8 12, именно проверяем, а не утверждаем, что 8=12);

Программа может иметь вид: 1 вариант 1 вариант CLS REM Равносторонний ли треугольник INPUT «Введите сторону А:»; А INPUT «Введите сторону В:»; В INPUT «Введите сторону С:»; С IF A=B=C THEN PRINT «Этот треугольник равносторонний» IF A<>B<>C THEN PRINT «Этот треугольник равносторонним не является» END Пример : определить, является ли треугольник со сторонами a, b, c - равносторонним

Пример:Пример: 2 вариант 2 вариант CLS REM Равносторонний ли треугольник INPUT «Введите стороны треугольника через запятую- А, В, С:»; А, В, С IF A=B=C THEN PRINT «Этот треугольник равносторонний» ELSE PRINT «Этот треугольник равносторонним не является» END

Пример: проверить, равно ли введенное число некоторому значению, и в случае равенства выдать на экран сообщение о равенстве чисел. REM сравнить число со каким-то значением INPUT "Введите а, a IF a=7 THEN PRINT "Числа равны'' IF a=7 THEN PRINT "Числа равны'' END END После запуска программы проверяется равно ли введенное значение семи или нет. Если равно, то на экран выводится сообщение Числа равны

Повторение: запишите выражения на языке QBasic

Пример: определить, является ли треугольник со сторонами a, b, c - равнобедренным …….. ……..Равнобедренный ли треугольник …….. «Введите …………………-…, …, … :»; …, …,.. …… ……………..«Этот треугольник » …….. PRINT «Этот треугольник ……….» …….. PRINT «Этот треугольник ……….»END

Задание : написать программу с условиемвычисления выражения Задание : написать программу с условием вычисления выражения

Решение квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта. Пример: Решение квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта.

Задание : написать программу с условиемвычисления выражения Задание : написать программу с условием вычисления выражения x=1; y=-1 x=1; y=-1 x=2; y=3 x=2; y=3

Задание: составить линейную и разветвляющуюся программы 1. Теоремы Пифагора: a 2 +b 2 =c 2 2. Площади произвольного четырехугольника ABCD, равной половине произведения ABCD, равной половине произведения диагоналей и синуса угла между ними: диагоналей и синуса угла между ними:

Тестирование Тестирование Понятное и точное предписание исполнителю при заданных начальных данных выполнить конечную последовательность команд, приводящую к искомому результату, называется 1. Понятное и точное предписание исполнителю при заданных начальных данных выполнить конечную последовательность команд, приводящую к искомому результату, называется 1)моделью 2)системой 3)алгоритмом 4)технологией

Тестирование Тестирование Алгоритмическая конструкция какого типа изображена на блок-схеме? 2. Алгоритмическая конструкция какого типа изображена на блок-схеме?1)линейная 2)циклическая 3)разветвляющаяся 4)вспомогательная

Тестирование Тестирование 3. Алгоритм включает в себя ветвление, если 3. Алгоритм включает в себя ветвление, если 1. он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий; 2. ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий; 3. его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий; 4. он представим в табличной форме; 5. он включает в себя вспомогательный алгоритм.

Тестирование Тестирование 4. Выберите верное представление арифметического выражения на алгоритмическом языке: 1. x + 3y / 5xy 2. x + 3*y / 5*x*y 3. (x + 3y) / 5xy 4. (x + 3*y) / (5*x*y) 5. x + 3*y / (5*x*y)

Тестирование Тестирование 5. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке, называется 1. исполнителем алгоритмов; 2. программой; 3. текстовкой; 4. протоколом алгоритма.

Правильный ответ на тест 1) 3 2) 1 3) 2 4) 4 5) 2 1) 3 2) 1 3) 2 4) 4 5) 2

Задание: Написать программу решения следующей шуточной задачи: 1)ЭВМ спрашивает: «Сколько Вам лет?». 2)Если ответ больше 100, то отвечает: «Вы хорошо сохранились!». 3)В противном случае желает: «Лет до 100 расти Вам без старости!».

Домашнее задание 1. Уметь составлять блок-схемы и программы, имеющие разветвляющуюся структуру, записывать математические выражения на QBasic. 2. Написать программувычисления площади треугольника по высоте и основанию. 2. Написать программу вычисления площади треугольника по высоте и основанию.

Алгоритмическая структура «выбор» Алгоритмическая структура «выбор» Введение в программирование

Структура «выбор» Структура IF... позволяет выбрать между двумя вариантами. Если требуется осуществить выбор между большим числом вариантов, то это можно организовать используя лишь структуру IF... Но можно (что чаще проще) и с помощью структуры "Выбор".

Структура «выбор» Эта структура имеет вид: SELECT CASE SELECT CASE CASE CASE CASE... CASE ELSE CASE ELSE END SELECT Выражение, заданное после ключевых слов SELECT CASE, сравнивается с определенными значениями - условиями и если они истинны, то выполняется соответствующая серия команд. Если не одно условие не истинно, то выполняется серия команд между CASE ELSE и END SELECT.

Пример: выдать словесное значение числа REM REM Преобразование чисел в слова INPUT INPUT "Введите число", a SELECT CASE SELECT CASE a CASE PRINT CASE 1 PRINT "один CASEPRINT CASE 2 PRINT "два" CASEPRINT CASE 3 PRINT "три"... CASEPRINT CASE 10 PRINT "десять END SELECT CASE ELSE PRINT CASE ELSE PRINT "это число не могу перевести"END В данном примере введенное число сравнивается с числами от 1 до 10 и если наше число равно одному из этих чисел, то на экран выводится словесное значение числа. Если это не так на экран выводится сообщение: "это число не могу перевести".

Задание:Задание: Написать программу, которая позволяет выставлять оценку за работу в зависимости от количества сделанных ошибок.