Народный костюм Русского Севера Связь народного костюма с национальным характером, историей, укладом жизни народа, духовными и нравственными ценностями. Исследовательская работа выполнена ученицей 9А класса МОУ «СОШ 23» г.Северодвинска Юрьевой Натальей Научный руководитель –Пичугина Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 23»
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ: 1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера 1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера 2. изучить многообразие комплексов народной одежды 2. изучить многообразие комплексов народной одежды 3. выявить особенности народного северного костюма, отметив при этом своеобразие национального характера северян, их особый уклад жизни 3. выявить особенности народного северного костюма, отметив при этом своеобразие национального характера северян, их особый уклад жизни ЗАДАЧИ: ЗАДАЧИ: 1. найти, изучить научную, историческую, художественную литературу по теме исследования 1. найти, изучить научную, историческую, художественную литературу по теме исследования 2. отобрать необходимый материал, проанализировать его 2. отобрать необходимый материал, проанализировать его 3. описать результаты исследования 3. описать результаты исследования 4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера 4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера 5. показать элементы народного костюма 5. показать элементы народного костюма
Уклад жизни северян «ХОРОМ», «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ «ХОРОМ», «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ (древнеславянский язык) Бани, овины стояли поодаль от дома, ближе к воде (считали, что там обитает нечистая сила) Будни чередовались с праздниками. ЗИМА – время прядения, вязания, вышивания. Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет. Ткацкий стан стоял в каждом доме, ткани делали в домашних условиях: льняную, конопляную, суконную Ремёсла Русского Севера: Ремёсла Русского Севера: Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество) Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество) Гончарное ремесло (глиняная игрушка) Гончарное ремесло (глиняная игрушка) Иконопись Иконопись Несколько видов росписи (Мезенская, Оракульская, Пермогорская, Тоемская и др.) Несколько видов росписи (Мезенская, Оракульская, Пермогорская, Тоемская и др.) Ткачество Ткачество Плетение из бересты Плетение из бересты Кружевоплетение Кружевоплетение Вязание Вязание Золотошвейный промысел, и другие Золотошвейный промысел, и другие
Традиционный женский наряд Русского Севера Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ», так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН. Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ», так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН. Женский костюм I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье Праздничный женский костюм конец 19 века Каргополье
Способы украшения тканей, бытовавшие на Русском Севере - НАБОЙКА - НАБОЙКА - БРАНОЕ, УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО - БРАНОЕ, УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО - ВЫШИВКА - ВЫШИВКА - КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ - ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ ПРОМЫСЕЛ Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые нити. Ажурное ткачество Кружевоплетение Вологодская губерния Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка Конец полотенца. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити
Головные уборы Русского Севера - ДЕВИЧЬИ: - ДЕВИЧЬИ: Подчелок Подчелок Плачея Плачея Повязки (перевязки) Повязки (перевязки) Обручи Обручи Ленты Ленты - ЖЕНСКИЕ: - ЖЕНСКИЕ: Кокошник Кокошник Платок Платок Сорока Сорока Сдериха Сдериха Коруна Коруна Повойник Повойник Плат золотой Сорока кон.19 века. Каргополье Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости Девичий головной убор в современном исполнении Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома)
Символы в вышивке, ткачестве ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ, ЧУДО-ПТИЦ, СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ, ОЛЕНЕЙ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Женская фигура олицетворяла Мать-Землю, которая для людей словно живое существо: она пьёт воду, родит урожай, засыпает на зиму, просыпается по весне. Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы, таяние снега, зелень листвы, цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце, а её перья – лучики, согревающие землю, дарящие тепло. Изображение сказочных животных (например, львов, барсов) – считается покровительством растениям, семенам, корням, всходам. Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение. КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы, земное плодородие, стихию огня и солнца. КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы, земное плодородие, стихию огня и солнца.
Мужская народная одежда Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ, которую ещё называли ИСПОДНЯЯ, ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ), ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА, САПОГИ, КАТАНКИ (зимой), ЛАПТИ. Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ, которую ещё называли ИСПОДНЯЯ, ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ), ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА, САПОГИ, КАТАНКИ (зимой), ЛАПТИ. БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА. БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА. На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проводница На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проводница На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую, и мужскую) называли пакостница. На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую, и мужскую) называли пакостница. Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки Зимой мужчины носили шубы, которые были почти в каждой семье, подвязывали их кушаками, тулупы же были редкостью. Зимой мужчины носили шубы, которые были почти в каждой семье, подвязывали их кушаками, тулупы же были редкостью.
заключение Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание». Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание». СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА, ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ, ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ. СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА, ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ, ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ.
Список литературы 1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М., «Советская Россия», «Каргополье. Художественные сокровища.» М., «Советская Россия», А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.», С.-Петб, А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.», С.-Петб, А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века», открытки, А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века», открытки, Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера», Арх., Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера», Арх., Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда», Арх., Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда», Арх., Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья», Арх., Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья», Арх., Журнал «Культура. Nord», Журнал «Культура. Nord», «Мастера Русского Севера», энциклопедия, рец. Лихачёв Д.С., М, «Планета», «Мастера Русского Севера», энциклопедия, рец. Лихачёв Д.С., М, «Планета», «Костюм: история, крой, шитьё, вышивка», журнал 2Чудесные мгновения», «Костюм: история, крой, шитьё, вышивка», журнал 2Чудесные мгновения», 2003