Урок русского языка «Стилистика языка» 7 класс Учитель русского языка и литературы: Ляшева Е.В. 2010
Стилистика языка Цели урока: образовательная: научить обосновывать понятие «стилистика языка», как стилистически изменяется предложение в зависимости от пунктуации воспитательная: влияние стилистически окрашенных слов на различные чувства. развивающая: развитие познавательной деятельности учащихся и интеллекта. Задачи: умение находить точные и яркие слова в речи использовать различные средства для образности речи. Оборудование: карточки индивидуального задания, плакаты с предложениями.
Этапы действия учителя действия ученика СТРАТЕГИЯ «ДУМАЙ САМ, ДУМАЙ В ПАРЕ, ПОДЕЛИСЬ» ОТВЕТ: НЕТ «ДИАГРАММА ВЕННА» (ОБЩЕЕ, РАЛИЧИЕ) В НЕПРАВИЛЬНОМ ПУНКТУАЦИОННОМ ОФОРМЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ предлагаю написать слова, которые ассоциируются со словом «стилистика» 1. ВЫ ВСЕ ПРАВИЛЬНО АССОЦИИРУЕТЕ ЭТО СЛОВО С ДРУГИМИ СЛОВАМИ НЕКОТОРЫЕ ОТМЕЧАЮТ СТИЛИ РЕЧИ, ДРУГИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРИЁМАМИ (ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЯЗЫКА,МЕТАФОРЫ, ЭПИТЕТЫ) ТРЕТЬИ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА РОЛЬ ПУНКТУАЦИИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ВОПРОС: МОЖНО ЛИ ОБЛАСТЬ СТИЛИСТИЧЕСКИ СЧИТАТЬ ЧИСТО ЛИНГИСТИЧЕСКОЙ ИЛИ ЧИСТО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ ЗАПИШЕМ В ТЕТРАДЬ:СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА – НАУКА О СРЕДСТВАХ РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКОВЫХЕДИНИЦ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ 2. РАССМОТРИМ ПЛАКАТ: « ПЕТУХИ ДАВНО ПРОПЕЛИ И ИГРАЮТ НА РОЖКЕ» УЧИТЕЛЬ: ПОЧЕМУ, ЧИТАЯ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТРУДНО УДЕРЖАТЬСЯ ОТ УЛЫБКИ? В ЧЕМ ОШИБКА ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ? КАК СТИЛИСТИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПУНКТУАЦИИ? 1. побуждение 2. ОСМЫСЛЕНИЕ
3. ДАВАЙТЕ СЕЙЧАС ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА СТИЛИСТИКУ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ВАША ЗАДАЧА: СОПОСТАВИТЬ ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО РАССТАВИВ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. КАК МЕНЯЕТСЯ СТИЛИСТИКА? Н АСТУПИЛО УТРО,И ТУМАН РАССЕЯЛСЯ. (С.П.П. С ОТНОШЕНИЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ТИП ТЕКСТА: ПОВЕСТАОВАНИЕ) Т УМАН РАССЕЯЛСЯ, ТАК КАК НАСТУПИЛО УТРО. ( С.П.П. С ПРИДАТОЧНЫМ ПРИЧИНЫ, ТИП ТЕКСТА: РАССУЖДЕНИЕ) Н АСТУПИЛО УТРО – ТУМАН РАССЕЯЛСЯ. (ЭМОЦИОНАЛЬНО ВЫРАЖЕНО. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РАЗГОВОРНОМ СТИЛЕ) 4. НА ДОСКЕ НАПИСАНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ С.Я. М АРШАКА: « В ОТ ПЕС БЕЗ ХВОСТА, КОТОРЫЙ ЗА ШИВОРОТ ТРЕПЛЕТ КОТА, КОТОРЫЙ ПУГАЕТ И ЛОВИТ СИНИЦУ, КОТОРАЯ ЛОВКО ВОРУЕТ ПШЕНИЦУ…» ЗАДАНИЕ:НАЗОВИТЕ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НАРИСУЙТЕ СХЕМУ. КАКИЕ В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ НАРУШЕНИЯ? ПИШУТ: общее: причинно – следственное отношение между частями. Отличие: каждому присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные с наличием или отсутствием союзов. С.П.П. Тип: последовательное подчинение 1 Не должны повторяться одни и те же союзные слова
3. Рефлексия Учитель: таким недостатком страдают, например, предложения из ученических работ. «Манилов попросил, чтобы Чичиков приехал еще раз, чтобы насладиться его обществом.» « Я вернул книгу, которую взял в библиотеке, которая находится недалеко от моего дома» Стилисты требуют, чтобы наша речь была выразительна. Как же этого добиться? Наши ребята в каждой группе рассмотрели текст и попробовали найти приемы ораторского искусства. 1 группа исследовала речь персонажей комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Конечно, язык комедии к нашему времени устарел, но приемы орат. искусства изменились не намного. 2 группа работала над стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога» Задание: какими средствами художественной выразительности украшены строки стихотворения? Стратегия «исследовательская работа детей» Поэт – лирик, то философ – мыслитель, непринужденная беседа Эпитеты, метафоры.
3 группа исследовала сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Задание: какую роль играют различные части речи в предложении для выразительности? Вывод: не каждый может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства, и все – таки обогащайте свой язык, учитесь находить точные, яркие слова, используйте различные средства образности речи, шлифуйте ваш слог! 3. Итоги. Д.з. пар.41. Упр.443 Существительные и прилагательные придают речи особую наглядность. однако, если писатель хочет показать жизнь в движении, он пользуется глаголами. стратегия «пятистишие»: 1.слово,называющее тему (сущ.) 2. Два слова, описывающих тему 3. Три слова, выражающих действие 4. Фраза из 4 слов, относящихся к теме 5. Одно слово – синоним, подчеркивающее сущность темы, значение, личность.