Тема урока: «Три цвета гражданской войны»
Цели урока: 1. Обучающая: обобщить и систематизировать на основе повторения ранее изученный материал и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать картину противостояния социальных и политических сил в годы гражданской войны
2. Развивающая: развивать гражданско-общественные и коммуникативные умения (высказывать и отстаивать свою точку зрения, вести аргументировано разговор, участвовать в диалоге, делать выводы на основе анализа документа, оценивать деятельность товарищей) 3. Воспитующая: воспитание патриотизма, толерантности, гуманизма
Задачи урока: 1. Подготовка и защита проектов 2. Показать глубину трагедии русского народа в гражданской войне 3. Подвести итоги, сделать выводы
Эпиграф: «Все вы у меня… одинаковые в поле брани убиенные.» из Библии
План урока: 1. Знакомство с творческими заданиями 2. Подготовка защиты проекта 3. Защита проекта 4. Анализ и оценивание результатов работы
Подготовка защиты проекта
Схема оформления проекта: 1. Название, к которому относится изучаемое вами движение 2. Лозунги движения 3. Программа 4. Портретный ряд 5. Причины победы или поражения, изучаемого вами движения
Защита проекта
Оценивание результатов работы
Уровень промышленности сократился в 5 раз Промышленное производство упало до 4-20 % от уровня 1913 г. Сельское хозяйство сократилось на 40% Экономический ущерб составил 50 млрд. золотых рублей От голода, болезней, террора и в боях погибло, по разным данным, от 2 до 13 млн. человек Экономические и человеческие потери:
«Все рядком лежат Не развести межой Поглядеть: солдат Где свой, где чужой. Белым был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белым стал: Смерть побелила.» М. Цветаева
В чём состоит трагизм гражданской войны? Каковы итоги гражданской войны?
Эпиграф: «Все вы у меня… одинаковые в поле брани убиенные.» из Библии
«И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас – тот против нас, Нет безразличных: правда с нами» А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других».
«Из крови, пролитой в боях, Из праха, обращённых в прах, Из мук казнённых поколений, Из душ крестившихся в крови. Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь Я за неё теперь молюсь…» М. Волошин
Домашнее задание: Заполните текст по следующей схеме: 3 самых важных имени: 3 самых важных события: 3 самых важных чувства: 3 самых важных вывода: