Цель: знакомство с одним из способов образования сложных прилагательных Задачи: Сопоставить сложные способы образования существительных и прилагательных; Повторение правила правописания соединительных гласных в сложных словах.
- Запишите слова: Хлеборезка, диван-кровать, пароход, самолет, водавоз, землекоп, рыболов, земледелие, радиофизик, киноактер, телетокументалист, фотограф. - Каким способом образованы данные имена существительные?
Прилагательные могут быть образованы следующими способами: 1. Путем сложение основ: Русско-немецкий словарь, вагоноремонтный завод; 2. Путем сложения слов с соединительной гласной (о, е): древнерусский, западноевропейский; 3. Образование от подчинительных словосочетаний: Народное хозяйство – народнохозяйственный, литьё чугуна – чугунолитейный; 4. Образование от сочинительных словосочетаний(между словами можно вставить союз и): Шахматно-шашечный турнир (шахматный и шашечный), желто-зелёные листья (жёлтые и зелёные)
1. Если прилагательное образовано от подчинительного словосочетания, то оно пишется СЛИТНО: железнодорожный путь (железная дорога), средневековый замок (средний век) 2. Если сложное прилагательное образовано от сочинительного словосочетания, то оно пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС: плодово- ягодный джем, шахматно-шашечный турнир. 3. Также через дефис пишутся: -сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета: тёмно-зелёный, жёлто-коричневый; - сложные прилагательные, обозначающие стороны света: юго- западный район, северо-восточный ветер; - сложные прилагательные, образованные от существительных, имеющих дефис: алма-атинский поезд (Алма-Ата).
-Сравните данные слова, имеющие одинаковое или близкое значение, но отличающиеся структурными особенностями (наличием-отсутствием суффикса в первой части): Выводы: 1. Есть суффикс в первой части – пишем через дефис; 2. Нет суффикса в первой части – пишем слитно Картофелеовощной Товаропассажирский Фруктоягодный Хлебобулочный северорусский Картофельно-овощной Фруктово-ягодный Товарно-пассажирский Хлебно-булочный Северно-русский
Упражнение 360 Распределительный диктант (Светло)голубой, (багрово)красный, (темно)коричневый, (вода)проводной, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зеленый, (тепло)возный, (верто)летный, (лето)школьный.
Слитно Водопроводной Сельскохозяйственный Тепловозный, вертолетный летошкольный Через дефис Светло-голубой Багрово-красный Темно-коричневый Серебристо-белый Иссиня-зеленый
-Что нового узнали? -Что было легким, а что сложным? - Расскажите о правописании сложных существительных
1) § 107, 2) упражнение 359