ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ
Что такое обучение? обучение Деятельность учителя Учебная деятельность
ду пду Образова тельные цели З У н
Образовательные цели и этапы учебного процесса
Формула обучения ду уд п Образова тельные цели Развива ющие цели Воспита тельные цели З У н Л И Ч Н О С Т ь Творческие способности и интеллект
Этапы научной творческой деятельности название содержание результат Постановка проблемы - Возникновение П С - Осознание противоречия - Формулирование проблемы Проблема Поиск решения - Выдвижение гипотез - Проверка гипотез Решение Выражение решения Выражение нового знания научным языком в принятой форме Рукопись (книги, статьи, диссертации, доклада) Реализация продукта Публичное представление Публикация, выступление -Противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью -Признак – эмоциональная реакция: удивление, затруднение. Вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения.
З у Н понимание Воспроизведение введение Воспроизведение методы ЗАДАНИЯЗАДАНИЯ
Классификация методов обучения методы проблемные традиционные «классические»«сокращенные» Постановк и проблемы Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации Побуждающ ий диалог от проблемной ситуации Подводящ ий к теме диалог Сообщен ие темы с мотивируй ющим приемом Сообщен ие темы Поиска решения Сообщение гипотез, проверки учителем Выдвижени е проверка гипотез учениками Побуждающ ий к гипотезам и проверке диалог Подводящ ий от проблемы диалог Подводя щий без проблемы диалог Сообщен ие знания
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации с удивлением между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью с затруднением между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено Приемы создания проблемных ситуаций
Приём 1 4 Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения. 4 Миша: Грибы не зелёные, значит, они животные.
4 По заданию учителя школьники прочитывают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других нет).
Приём 2. 4 От данных слов образуйте новые слова с помощью суффиксов – чик и –щик (практическое задание) 4 Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какое слово было образовано от слов «груз», «буфет». 4 Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая вывешивает свой лист на доску. 4 Грузчик и грузчик. 4 Буфетчик и буфет Щик.
4 Лена и мама на зимние каникулы собираются в Санкт- Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. 4 Посмотрим, как группы выполнили задание. 4 Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая знакомит со списком собранных вещей. 4 Разные мнения вызывают реакцию удивления.
Приём 3. 4 На доске два столбика слов: редкий редко мягкий мягко лёгкий легко Что можете о них сказать? 4 Разберите по составу слова каждого столбика 4 Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречия? 4 Но тогда у наречий чего не может быть? 4 Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия. 4 Ученица у доски выделяет окончание – о 4 Неизменяемая часть речи. 4 Окончания.
4 Как вы думаете, много ли растений в пустыне? 4 Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи (зачитывается фрагмент о пышном цветении растительного мира пустыни в апреле) 4 - Мало, почти нет 4 Испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации).
Приём 4. 4 Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых (например, =8). Затем даётся задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?». (практическое задание, не выполнимое вообще).
Приём 5. 4 На доске дан ряд чисел. Что это за числа? 4 Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. 4 Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. 4 Однозначные и двузначные. 4 Легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен 4 Испытывают затруднение.
Приём 6. 4 Какую тему мы проходили на прошлом уроке? 4 Поупражняемся определять спряжение глаголов… 4 А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить». 4 Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете? 4 Спряжение глаголов. 4 Легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. 4 Смотреть – глагол первого спряжения, стелить – глагол второго. 4 Смотреть – глагол второго спряжения, а стелить - первого
Приём 1 4 Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения. 4 Миша: Грибы не зелёные, значит, они животные. Что вас удивляет в диалоге наших героев? (побуждение к осознанию противоречия). Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока…?
4 По заданию учителя школьники прочитывают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других нет). Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия). Какой возникает вопрос? (вопрос к формулированию проблемы). Почему в некоторых словах «т» не произносится? И тема урока сегодня?
Приём 2. 4 От данных слов образуйте новые слова с помощью суффиксов – чик и –щик (практическое задание) 4 Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какое слово было образовано от слов «груз», «буфет». 4 Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая вывешивает свой лист на доску. 4 Грузчик и грузчик. 4 Буфетчик и буфет Щик. Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (побуждение к осознанию противоречия). Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока? Правописание суффиксов –чик и –щик.
4 Лена и мама на зимние каникулы собираются в Санкт- Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. 4 Посмотрим, как группы выполнили задание. 4 Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая знакомит со списком собранных вещей. 4 Разные мнения вызывают реакцию удивления. Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (побуждение к осознанию противоречия). Почему так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулированию проблемы). Какая сейчас погода в Австралии?
Приём 3. 4 На доске два столбика слов: редкий редко мягкий мягко лёгкий легко Что можете о них сказать? 4 Разберите по составу слова каждого столбика 4 Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречия? 4 Но тогда у наречий чего не может быть? 4 Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия. 4 Ученица у доски выделяет окончание – о 4 Неизменяемая часть речи. 4 Окончания. Итак, что вы сначала думали по поводу «о»? А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия). Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы). Что же такое «о» в наречиях?
4 Как вы думаете, много ли растений в пустыне? 4 Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи (зачитывается фрагмент о пышном цветении растительного мира пустыни в апреле) 4 - Мало, почти нет 4 Испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации). Вы что сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? (учебная проблема как тема).
Приём 4. 4 Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых (например, =8). Затем даётся задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?». (практическое задание, не выполнимое вообще). Вы можете записать выражение к этой задаче? А почему? В чем затруднение? (побуждение к осознанию противоречия). Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? (побуждение к формулированию проблемы). Будем придумывать короткий способ записи.
Приём 5. 4 На доске дан ряд чисел. Что это за числа? 4 Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. 4 Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. 4 Однозначные и двузначные. 4 Легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен 4 Испытывают затруднение. Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия). Какова же будет тема нашего урока? Умножение двузначного числа на однозначное.
Приём 6. 4 Какую тему мы проходили на прошлом уроке? 4 Поупражняемся определять спряжение глаголов… 4 А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить». 4 Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете? 4 Спряжение глаголов. 4 Легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. 4 Смотреть – глагол первого спряжения, стелить – глагол второго. 4 Смотреть – глагол второго спряжения, а стелить - первого Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (побуждение к осознанию противоречия). Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы). Глаголы- исключения.
Классификация методов обучения методы проблемные традиционные «классические»«сокращенные» Постановк и проблемы Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации Побуждающ ий диалог от проблемной ситуации Подводящ ий к теме диалог Сообщен ие темы с мотивируй ющим приемом Сообщен ие темы Поиска решения Сообщение гипотез, проверки учителем Выдвижени е проверка гипотез учениками Побуждающ ий к гипотезам и проверке диалог Подводящ ий от проблемы диалог Подводя щий без проблемы диалог Сообщен ие знания
4 Спишите из упражнения слова «долетел», «забежал», «надписал» и т.д. 4 Поставьте ударение. 4 Подчеркните безударные гласные. 4 В каких частях слова находятся безударные гласные? 4 Обозначьте их. 4 Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? 4 А какого правила о безударных гласных ещё не учили? 4 Значит. Какая сегодня тема урока? 4 Записывают слова 4 Ставят ударение, подчёркивают безударные гласные 4 В корне и приставке. 4 Обозначают. 4 О безударной гласной в корне. 4 Наверное, о безударных гласных в приставках. 4 Безударные гласные в приставках. (тема).
Классификация методов обучения методы проблемные традиционные «классические»«сокращенные» Постановк и проблемы Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации Побуждающ ий диалог от проблемной ситуации Подводящ ий к теме диалог Сообщен ие темы с мотивируй ющим приемом Сообщен ие темы Поиска решения Сообщение гипотез, проверки учителем Выдвижени е проверка гипотез учениками Побуждающ ий к гипотезам и проверке диалог Подводящ ий от проблемы диалог Подводя щий без проблемы диалог Сообщен ие знания
4 Учитель: Давным-давно, когда люди жили в пещерах, носили одежду из шкур и грелись у костра, они не знали ни часов, ни календаря, ни компаса. Но ведь им приходилось надолго уходить на охоту. Как же они определяли время и не терялись в лесу? Они умели пользоваться природными часами, календарём и компасом. (тема урока).
Классификация методов обучения методы проблемные традиционные «классические»«сокращенные» Постановк и проблемы Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации Побуждающ ий диалог от проблемной ситуации Подводящ ий к теме диалог Сообщен ие темы с мотивируй ющим приемом Сообщен ие темы Поиска решения Сообщение гипотез, проверки учителем Выдвижени е проверка гипотез учениками Побуждающ ий к гипотезам и проверке диалог Подводящ ий от проблемы диалог Подводя щий без проблемы диалог Сообщен ие знания
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез Общее побуждение Какие есть гипотезы? Согласны с этой гипотезой? Почему? Как можно проверить эту гипотезу? ПодсказкаК решающей гипотезе К аргументу/ контраргументу/ к плану проверки Сообщение Решающей гипотезы Аргумента/ контраргумента/ плана проверки
Классификация методов обучения методы проблемные традиционные «классические»«сокращенные» Постановк и проблемы Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации Побуждающ ий диалог от проблемной ситуации Подводящ ий к теме диалог Сообщен ие темы с мотивируй ющим приемом Сообщен ие темы Поиска решения Сообщение гипотез, проверки учителем Выдвижени е проверка гипотез учениками Побуждающ ий к гипотезам и проверке диалог Подводящ ий от проблемы диалог Подводя щий без проблемы диалог Сообщен ие знания
Виды диалогов 4 Побуждающий диалог 4 Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы 4 + Развивает творческое мышление 4 + Максимально близок к жизненным ситуациям 4 - Ученики могут увести в сторону от темы 4 - Невозможно рассчитать время на уроке 4 Подводящий диалог 4 Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем 4 + Развивает логическое мышление 4 + Просчитывается по времени 4 + Ведет к нужному результату коротким путем 4 - В меньшей степени развивает творчество и инициативу
Продуктивные задания на воспроизведение знаний 4 Формулировка темы, вопросов 4 Опорный сигнал: символ, схема, таблица, опорные слова 4 Метафора, загадка, стихотворение