Адаптация учащихся 5-х классов в среднем звене школы
Школьная адаптация – приспособление к новым изменившимся условиям социальной среды (новые требования, отношения, виды деятельности, режим)
Стадии адаптации 1. «Физиологическая буря» (2-3 недели) – бурная реакция на все предъявляемые требования, напряжение всех систем организма
2. «Неустойчивое приспособление» (2-3 месяца) Организм ищет и находит наиболее оптимальные варианты реакций на новые воздействия
3. «Устойчивое приспособление» – организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем
Понятие «адаптация» тесно связана с понятием «готовность к школьному обучению»
«Полоса препятствий» (или трудности адаптационного периода)
Полоса 1 «Изменение условий обучения»
В начальной школе Один учитель Один кабинет Одни и те же требования
В средней школе: (5-е классы) Много учителей Много кабинетов Разные требования Разные взаимоотношения
Помогите детям ! Попросите классного руководителя: Помочь сориентироваться ребятам Вывесить расписание звонков в классе
Полоса 2 «Изменение требований» (у учителей – предметников)
Помогите детям! Составьте расписание с указанием особенностей выполнения заданий ( например: на русский - принести зелёную ручку, на географию - контурные карты и т. д.)
Полоса 3 «Отсутствие контроля»
Помогите детям! Будьте терпеливы Чаще расспрашивайте ребёнка о школьной жизни контролируйте выполнение домашних заданий Если увидите проблему, подойдите к учителю, выясните причину сложностей
Полоса 4 «Проблемы в знаниях»
Усложнение материала от урока к уроку Если предыдущие темы не усвоены – велик риск не понять следующий материал
Помогите детям! Перед выполнением домашних заданий необходимо проверить усвоен ли классный материал Попросите ребёнка пояснить как он будет выполнять данное задание
Способствуйте развитию наблюдательности и внимательности; Используйте игры, способствующие развитию памяти, мышления, внимания.
Как облегчить процесс адаптации ребёнка? Помочь в адаптации – это значит сделать всё, чтобы ребёнок чувствовал себя хорошо
1. Постарайтесь быть к сыну (дочери) более внимательными 2. После школы дайте возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что о его тревожит и огорчает
3. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние - это объективные показатели утомления
4. Спокойно обсуждайте конфликтные ситуации с вашим ребёнком. Объясняйте, как нужно поступать в том или ином случае, выясните причину конфликта 5. Вечерние, спокойные беседы, особенно перед сном помогут пережить дневные трудности
6.Не срывайтесь и не кричите на ребёнка, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом 7. Никогда не высказывайте в присутствии ребёнка своих опасений относительно учебного года, не пугайте школой
8. Во время занятий с ребёнком необходимы: спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, всё получится», «Давай разберёмся вместе», «Я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается)
9. Лучшее время для домашних заданий – с часов – первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. 10. После каждого задания необходим 20-и минутный перерыв
11. Большое значение в период адаптации имеет правильный режим дня Три правила:
Правило 1 Полноценный сон - укладывать спать в 21.00ч.(длительность часов). Дневной сон 1 – 1,5 часов; Шумные игры перед сном исключить!
Правило 2 Продолжительные ежедневные прогулки (желательно с родителями. Общение с вами ему необходимо).
Правило 3 Не позволять ребёнку подолгу сидеть перед телевизором или компьютером
12.Удовлетворите потребность ребенка в игре и двигательной активности «Движение тела способствует движению мысли» 13.Воодушевляйте ребёнка на рассказ о своих школьных делах
14. Обсуждайте с классным руководителем индивидуальные особенности своего ребёнка (успеваемость, поведение и взаимоотношения с другими детьми) 15.Научите ребёнка устанавливать межличностные отношения с педагогами
16. Интересуйтесь программой и особенностями школы, где учится ваш ребёнок 17. Помогайте выполнять домашнее задания, но не делать их сами
18. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе 19. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме
Спасибо за внимание !