Опыт обобщила: Череватая Людмила Викторовна, Воспитатель МБДОУ д/с о/в 14
Схема 1. Критерии художественно – эстетического воспитания ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Художественно – познавательный компонент Эмоционально – оценочный компонент Творческо – деятельностный компонент способность к осмыслению чувства прекрасного; формирование эстетического суждения; интерес в приобретении художественных знаний. развитый художественно – эстетический вкус; осознание эстетических свойств произведений искусства; эмоционально – эстетическая оценка произведений искусства. потребность в создании продуктов ручного творчества; владение техниками ручного творчества; эстетическое освоение продуктов ручного творчества. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Схема 2. Соотношение сфер художественно – эстетического воспитания. Окружающий художественно – эстетический мир. Игрушки народного промысла («Дымковская », «Палех», «Хохлома» и др. матрёшки, шкатулки, подносы); эстетически оформленный интерьер; внешний вид воспитателя и т.д. Дидактические средства. бумага (для оригами, дизайнерская, фактурная); клей; ножницы (обычные, фактурные); карандаши (акварельные, цветные); фломастеры; маркеры и т.д. РЕБЁНОК
Азы художественно – эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребёнка и продолжают своё становление долгие годы. Очень большую роль в художественно – эстетическом воспитании играют семья, детский сад, школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребёнка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса. На наш взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования художественно – эстетического воспитания являются: ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру; доступные возрасту виды художественно– творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности; активная педагогическая деятельность.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА. Цель и условия эксперимента. Целью эксперимента является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что процесс художественно – эстетического воспитания будет успешным, если процесс воспитания будет обеспечен программно – дидактическим материалом и будет создана эмоционально – комфортная атмосфера обучения детей художественному творчеству, что будет способствовать формированию таких художественно – эстетических качеств, как: Эстетическое осознание прекрасного; Художественный вкус; Умение творчески создавать продукты ручного творчества. Для проверки гипотезы с группой детей проводился длительный систематический эксперимент. Для проведения эксперимента группа была разделена на две: КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа.
Ход эксперимента. Эксперимент проводился в 2011 – 2012 году среди детей старшей группы ( 5-6 лет). Материалом для художественно – эстетического воспитания послужила программа обучения художественному творчеству. Дети учились различать цвета, определять гамму, устанавливать пропорции; развивались умения работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; формировались творческие способности создавать продукты ручного труда.
Критерии оценивания сформированности художественно – эстетического воспитания. Критерии развития художественно – эстетического вкуса Показатели критериев Уровень сформированности художественно – эстетического вкуса 1. Эстетическое осознание произведения искусства. Ребёнок умеет дать правильную оценку Может описать произведение Высокий Ребёнок затрудняется с оценкой произведения, но правильно определяет цвета. Средний Ребёнок не может дать оценку самостоятельно – с трудом определяет цвета. Низкий 2. Развитие художественного вкуса Ребёнок умеет правильно подобрать цвет, гамму; устанавливает правильную пропорцию. Высокий Ребёнок не всегда удачно подбирает элементы костюма; с трудом подбирает цвета, устанавливает пропорции. Средний Ребёнок затрудняется в выборе цвета. С помощью педагога подбирает элементы, устанавливает пропорции. Низкий 3. Умение творчески создавать продукты ручного творчества Ребёнок самостоятельно справляется с заданием; Правильно подбирает цвета; Правильно устанавливает пропорции. Высокий Ребёнок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов. Средний Ребёнок не справляется с заданием самостоятельно. С помощью педагога подбирает цвета, элементы поделки. Низкий
Мастер – класс на тему «Маленький дизайнер » Форма проведения:подгруппа 6-8 человек. Материал: бросовый, природный материал, трафареты одежды, бисер, бусинки, лоскуты ткани, ленточки, пёрышки, наклейки, журналы по дизайну, кисточки, клеёнки, салфетки, клей, пластилин.
Н а ч а л о э к с п е р и м е н т а К о н е ц э к с п е р и м е н т а
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 1. Использование специально разработанной методики проведения НОД по художественному творчеству в рамках основной образовательной программы (вариативной части) дало положительные результаты. 2. Эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что процесс художественно – эстетического воспитания с использованием специально разработанной методики, обеспеченно программно – дидактическими материалами будет способствовать формированию следующих качеств: Эстетическое осознание прекрасного; Художественный вкус; Творческие способности. 3. В ходе эксперимента были соблюдены необходимые варьируемые и неварьируемые условия. 4. Были разработаны критерии сформированности художественно – эстетических качеств. 5. После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность методики. Сформировался художественный вкус и эстетическое осознание прекрасного; Были развиты творческие способности; 6. У детей сформированы чувство такта, интегративные, нравственно – коммуникативные качества личности. 7. Улучшились показатели психологического климата и эмоциональной сферы в группе. 8. На основе усложнения заданий, с достаточной степенью достоверности, можно утверждать, что у детей, систематически занимающихся художественным творчеством, на более высоком уровне развиты воображение, восприятие, внимание, воля, память, мышление.