Окуджава Булат Шалвович (9 мая 1924 – 12 июня 1997). Работу выполнила ученица 9 А класса Конюхова Анна
Родители и место жительства Род. в Москве. Отец, грузин, крупный партийный работник, погиб в 1937 году. Мать, армянка, попала в лагерь, реабилитирована в 1955-м. Добровольцем ушел на фронт прямо из школы в 1942-м. Учился на филфаке Тбилисского университета. Работал учителем русского языка и литературы в Калужской области. Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Лаврентием Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал Кавказ Лаврентием Берией Серго Орджоникидзе Урал
С мамой - Ашхен Налбандян.
Первая книга, очень слабая, вышла в Калуге в 1958 году. Популярность пришла к нему, когда он взял в руки гитару и начал петь под собственную несложную, однако очень мелодичную, запоминающуюся музыку свои стихи.
Окуджава - прародитель впоследствии довольно мощного движения бардов в СССР, среди которых затем появились такие прославленные поэты-певцы, как А. Галич и В. Высоцкий. Но все-таки, на мой взгляд, прародитель выше всех своих потомков, ибо никто из них не был так тонок в тексте и разнообразен в мелодиях. Песни Окуджавы ценил за их музыкальную феноменальную запоминаемость Шостакович. Высоцкий
Окуджава получил премию "Золотой диск" фирмы "Гомон" во Франции. Он также автор нескольких весьма любопытных прозаических произведений: "Будь здоров, школяр" (1961), "Бедный Авросимов" (1969), "Мерси, или Похождения Шилова" (1971), "Путешествие дилетантов" (1978). Общественно-литературная репутация Окуджавы безукоризненная - он много раз выступал в защиту диссидентов, против многих несправедливостей.
Дата фотографии: Октябрь 1988 Григорий Симаков, Булат Окуджава, Ольга Арцимович, Надежда Тарлинская в кулуарах ДК им. Зуева, во время вечера, посвящённого творчеству Юлия Даниэля.
Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Всенародная слава Окуджавы-барда вызывала подозрительное отношение к нему у партийных идеологов, а также завистливо- снобистскую реакцию со стороны многих литераторов, долгие годы стремившихся отлучить его от «высокой» поэзии.
Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в. Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы».
Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.
В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне. Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы).
Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью общенационального языка. Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965–1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969–1970), Путешествие дилетантов (1971– 1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю.
В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990–1993) эта мысль развивается как трезво- критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичный, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии.
Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы. Окуджаве принадлежат сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «Катюша» (1965), Верность (1965), он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино.
Умер Окуджава в Париже 12 июня 1997.