Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» Учитель русского языка и литературы, Высотина Екатерина Автономовна/ Арсеньевский городской округ 2007
Аннотация проекта Пушкинская тема в старших классах оказывается центральной, потому что в творчестве поэта сошлись все предшествующие эпохи литературы и определились дальнейшие дороги искусства. Судьба Пушкина волнует и сегодняшних старшеклассников. Возникает большое количество проблемных вопросов, когда ученики знакомятся с его произведениями, с мыслями современников и потомков о судьбе А.С.Пушкина. Но в учебном процессе возникает острая нехватка времени на углублённое изучение отдельных тем. Судьба Пушкина волнует и сегодняшних старшеклассников. Возникает большое количество проблемных вопросов, когда ученики знакомятся с его произведениями, с мыслями современников и потомков о судьбе А.С.Пушкина. Но в учебном процессе возникает острая нехватка времени на углублённое изучение отдельных тем. Проектно-исследовательская деятельность преследует цель более глубокого личностного освоения материала, формирования исследовательских навыков и творческого отношения к литературе.
А.С. Пушкин. Автопортрет Кто даёт вам право спрашивать – Нужен Пушкин или нет? Неужели сердца вашего Недостаточен ответ? Если ж скажете – распни его, Дворянин и, значит, враг, Если царствия Батыева Хлынет снова душный мрак,- Не поверим, не послушаем, Не разлюбим,не дадим – Наше трепетное, лучшее, Наше будущее с ним. М.Петровых, 1935
Основополагающий вопрос: 1)«Друзья мои! Прекрасен наш союз…»? 2)Какой предстаёт перед нами «даль свободного романа»? 3)«Погиб поэт, невольник чести! Пал, оклеветанный молвой…»? Пал, оклеветанный молвой…»? 4) «Кто даёт вам право спрашивать – Нужен Пушкин или нет?..» Нужен Пушкин или нет?..» Есть в мире сердце, где живу я? А.С.Пушкин А.С.Пушкин Проблемные вопросы:
Участники: учащиеся 9-ых классов Учебные предметы: литературарусский язык историяМХК информатика
Цели проекта: Дидактические 1)Способствовать интеллектуальному и нравственному развитию личности. 2) Формировать критическое и творческое мышление. 3) Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности. 4) Формировать компетентность в области информационных технологий. Методические 1)Развивать исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и др.) 2) Стимулировать познавательный интерес к учёбе. 3) Обеспечивать активность учебного процесса.
Задачи: 1)Выяснить, почему для Пушкина дружба – единство поколения перед лицом истории. 2) Определить главные особенности романа Пушкина «Евгений Онегин». 3) Выяснить, в чём причины трагической дуэли Пушкина. 4) Определить, в чём особенности светлого дара поэта на основе Пушкинианы XIX-XXI веков.
Методы исследования: 1) Сбор информации. 2) Анализ произведений. 3) Сравнение и сопоставление. 4) Систематизация сведений из литературоведческих источников. 5) Подбор произведений изобразительного искусства, музыкальных фрагментов, художественного чтения стихотворений Пушкина и о Пушкине.
Темы самостоятельных исследований: 1) Адресаты лирики А.С.Пушкина. 2) Путешествие по Пушкинским местам (Михайловское, Тригорское). Тригорское). 3) Совершенство и мудрость элегий Пушкина. 4) Верно ли, что «гений и злодейство две вещи несовместные»? несовместные»? 5) Два характера в произведениях Пушкина (опыт сопоставления). сопоставления). 6) Автор и его герой на страницах романа «Евгений Онегин». 7) «Простите мне, я так люблю…»(Пушкин и его герои). 8) «Онегинская строфа» в романе А.С.Пушкина. 9) «Царскосельская статуя» А.Пушкина и «Царскосельская статуя» А.Ахматовой. статуя» А.Ахматовой. 10) «Ей рано нравились романы…»(Круг чтения пушкинских героев и современных старшеклассников).
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения: ноябрь - определение темы проекта; - формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы; - формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы; - формулирование дидактических и методических целей проекта; - формулирование дидактических и методических целей проекта; декабрь - выбор тем индивидуальных исследований учащихся; - определение творческих названий проекта; - определение творческих названий проекта; - обсуждение плана индивидуальной работы учащихся; - обсуждение плана индивидуальной работы учащихся; январь - самостоятельная работа учащихся по сбору информации; - систематизация полученных данных; - систематизация полученных данных; февраль - работа над презентациями; март - представление и защита презентаций; - оценивание результатов проекта школьниками и учителем. - оценивание результатов проекта школьниками и учителем.