Научно-исследовательская работа учащихся на современном этапе учебного процесса очень актуальна. Исследовательская работа учащихся способствует развитию у них аналитических способностей, вырабатывает потребность в творческой деятельности и расширяет кругозор.
Творческий учитель должен не только проводить уроки или внеклассные мероприятия на высоком уровне, но и заниматься с учащимися исследовательской работой и тем самым передавать им свой накопленный опыт.
В первые годы работы в школе широко практиковалась практика написания докладов и рефератов учащимися школы. Со временем скопилось огромное количество «творческих» работ. Стало неактуально продолжение такой практики (написание рефератов). Интерес от такой работы снизился у учащихся. Как изменить, улучшить эффект от теоретической подготовки?
Этапы организации исследовательской деятельности учащихся : подбор темы будущего исследования; составление плана исследования; подбор литературы; систематические консультации; контроль за проведением исследований и анализ результатов этих исследований; обучение и помощь в оформлении результатов исследований; психологическая подготовка, способствующая развитию навыков публичного выступления на конференции.
Только взаимопонимание учителя и учащихся приводит к успехам в исследовательской деятельности.
2005 – 2006 учебный год Ученица 10 класса Ермолович Яна – научно-исследовательская работа: «Только здоровое поколение может построить здоровое общество» (победительница районного конкурса) – 2007 учебный год Ученица 11 класса Ермолович Яна – научно-исследовательская работа: «Влияние биоритмов на здоровье и работоспособность» детей старшего школьного возраста» (победительница районного конкурса) – 2008 учебный год Ученица 11 класса Иванова Валентина – научно-исследовательская работа: «Движение – это здоровье и жизнь» (победительница районного конкурса).
Выводы: Исследовательская деятельность помогает учащимся: 1. переосмыслить учебный предмет – «физическая культура». 2. эффективно работать с литературой. 3. четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение. 4. развивать ораторские умения. 5. осознавать свою принадлежность к большой науке и тем самым знакомит с методами научной и творческой работы.
Таким образом, только сотрудничество учителя и ученика ведет к формированию у учащихся навыков исследовательской работы.