Пятиклассник – новый статус младшего школьника Итоговое родительское собрание в 4 классе Учитель : Шанина Г. В. МБОУ СОШ с. Красное
Возрастные психологические особенности пятиклассников : усиление независимости ; независимость, стремление противостоять взрослым ; стремление к личному авторитету среди сверстников ; повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности ; повышенная критичность к себе ; шаткая самооценка ; начальный этап полового созревания.
Золотые правила педагога и психолога Симона Соловейчика объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрос лой жизни : - Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. - Попросили дай, пытаются отнять старайся защищаться. - Не дерись без причины. - Зовут играть иди, не зовут спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. - Играй честно, не подводи своих товарищей. - Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. - Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. I - Из - за отметок не плачь, будь гордым. - С учителем из - за отметок не спорь и на учителя за отметки не оби жайся. - Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут. - Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. - Старайся быть аккуратным. - Почаще говори : давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем ДОМОЙ. - Помни ! Ты не лучше всех, ты не хуже всех ! - Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей !
Проблемы смена позиций « старшего » в начальном звене на « младшего » в среднем разнообразие учителей ( их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого непривычное расписание уроков ( новый режим ) новый классный руководитель проблемы со старшеклассниками
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки : усталый, утомленный внешний вид ребенка ; нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне ; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы ; нежелание выполнять домашние задания ; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников ; жалобы на те или иные события, связанные со школой ; беспокойный сон ; постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Умения и навыки, определяющие успешность адаптации : умение осознавать требования учителя и соответствовать им ; умение устанавливать межличностные отношения с педагогами ; умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы ; навыки общения и достойного поведения с одноклассниками ; навыки уверенного поведения ; навыки совместной ( коллективной ) деятельности ; навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем ; навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Рекомендации психолога Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового. Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно. Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать. Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый … Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый … Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого. Формируйте положительную самооценку : « Я - умный », « Я – смелый », « Я все могу ». Формируйте положительную самооценку : « Я - умный », « Я – смелый », « Я все могу ». Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный ! Ты умный и сообразительный ! Ты это сможешь ! Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный ! Ты умный и сообразительный ! Ты это сможешь ! Любите своего ребенка безвозмездно ! Будьте его другом ! Любите своего ребенка безвозмездно ! Будьте его другом ! ВНИМАНИЕ ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день ! ВНИМАНИЕ ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день !
Анкета для учащихся 1. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе ? 2. Какие предметы тебе нравились больше всего и почему ? 3. Хочется ли тебе учиться дальше ? 4. Какие отметки ты хочешь получать в пятом классе ? 5. Какими ты представляешь учителей в пятом классе ? 6. С кем из них ты хотел бы подружиться ? 7. Каким ты хочешь стать, учась дальше ? 8. Каким ты представляешь своего классного руководителя ? 9. Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним встречаться ? 10. Что бы ты хотел пожелать своей бывшей учительнице ? 11. Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам ?
Золотые правила воспитания для родителей Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства ; почаще ставьте себя на его место. Создайте условия для успеха ребенка ; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Общие рекомендации родителям Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию. Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.