Пьеса о растворах.
Использование технологии проблемного обучения, как средства повышения познавательной активности учащихся на примере решения задач по теме «Массовая доля растворенного вещества в растворе».
Задачи урока: 1) Учебно-образовательные: формирование понятий раствор, массовая доля вещества в растворе, вода как растворитель. 2) Учебно-развивающие: развитие самостоятельной деятельности, развитие умений и навыков решать расчетные задачи Основные понятия: раствор, растворитель, массовая доля вещества в растворе. Планируемые результаты обучения: Готовность решать задачи по теме «Массовая доля вещества в растворе».
1. Классификация задач по типам. 2. Классификация по уровням сложности: А - типовые Б – продвинутые В – повышенной сложности 3. План решения: Разбираем условие задачи Анализируем проблемную ситуацию Находим способ решения. Составляем план-схему Решаем задачу
Что такое раствор? m р-ра = m р.в. + m р-теля m р-теля= m р-ра - m р.в HO растворитель HO растворитель вещество раствор
Что означает 9%-ый раствор? В 100 г раствора содержится 9 г вещества и 91 г воды А в 500 г раствора? В 100 г раствора- 9 г в-ва и 91 гНО В 500 г раствора- x г в-ва и y г НО Х= 9·500:100; X= 45 г в-ва m(НО)= =455 г
В 800 г раствора содержится 40 г поваренной соли. Какова массовая доля соли в растворе? Дано: mр-ра = 800 г m(NaCl)=40 г Найти ω (NaCl) Решение. ω = ω (NaCl) = = 0,05 (5%) Ответ: ω (NaCl) = 5 %
Приготовление растворов. Для полоскания горла используют 4% раствор соды (NaHCO 3 ). Приготовить 50 г 4%-ного раствора питьевой соды. Вопрос: Что значит приготовить раствор? Ответ: Найти массу соды и объем воды. Дано: mр-ра = 50 г ω (NaHCO 3 ) = 4 % Найти m (NaHCO 3 ) V(H 2 O) Решение. mр.в. = mр-ра ω m (NaHCO 3 ) = 50 г 0,04 = 2 г mр-теля = mр-ра – mр.в.m (H 2 O) = 50 г – 2 г = 48 г V = m : ρV (H 2 O) = 48 г : 1 г/мл = 48 мл Ответ: 2 г NaHCO 3, 48 мл H 2 O
Разбавление растворов. К 200 мл 5%-ного с ρ = 1,1 г/мл прилили 40 г воды. Определить массовую долю растворённого вещества в полученном растворе. Vр-ра = 200 мл ρ р-ра = 1,1 г/мл ω 1 (соли) = 5 % Найти ω 2 (соли) m (H 2 O) = 40 г Изменилась ли масса раствора? Ответ: да, на массу добавленной воды mр-ра (конец.) = mр-ра исх. + m (H 2 O) V ρ m р.в. = m р-ра ω 1 = V ρ ω 1 Изменилась ли масса растворенного вещества? Ответ: нет ω 2 = ω 2 = = = 0,04 (4%)
Добавление вещества в раствор. К 300 г 40%-ного раствора добавили 20 г соли. Найти массовую долю соли в полученном растворе. mр-ра = 300 г ω 1 (соли) = 40 % m (соли) = 20 г Найти ω 2 (соли) Изменилась ли масса раствора? Ответ: да, на массу добавленной соли mр-ра (конец.) = mр-ра исх. + m (соли) Изменилась ли масса растворимого вещества? Ответ: да, на массу добавленной соли m р.в. = m р-ра ω 1 + mдобавл.соли ω 2 = ω 2 = = = 0,44 (44%)
Решение задач «Смешивание растворов» m 2 р-ра ω 2 m 1 р-ра ω 1 m 3 р-ра m 3 р.в. ω 3 = m 3 р-ра m 3 р-ра = m 1 р-ра + m 2 р-ра m 3 р.в m 3 р.в. = m 1 р.в. + m 2 р.в. m 1 р.в. = m 1 р-ра * ω 1 m 2 р.в. = m 2 р-ра * ω 2 ω 3 =
Какую массу P 2 O 5 следует добавить к 200 г 30%-ного раствора фосфорной кислоты, чтобы образовался 60%-ный раствор этой кислоты? m 1 р-ра ω 1 m P 2 O 5 ω2ω2 ω2=ω2= Что происходит при добавлении P 2 O 5 в раствор? Раствор H 3 PO 4 H2OH2O 3H 2 O + P 2 O 5 = 2H 3 PO 4 m кон H 3 PO 4 = m 1 H 3 PO 4 + m пол H 3 PO 4 m 1 = m 1 р-ра * ω 1 x2x m = 2x * M(H 3 PO 4 ) m р-ра = m 1 р-ра + m P 2 O 5 По условию m = X * M P 2 O 5 ω 2 =
Как из 36%-ого раствора уксусной кислоты приготовить 9%-ый раствор уксуса? 1. Концентрация уксусной кислоты понижается, а значит происходит разбавление раствора, т.е. необходимо добавить воду. Сократить, Соотношение 36%-ого раствора кислоты и воды 1:3 36% 0 % 9% % 27 9 кислота вода