Рефлексия. Организация рефлексии в учебной деятельности. Выступление МО учителей истории и обществознания Щепилова С.Ю.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии: 1. помогает ученикам сформулировать получаемые результаты 2. определить цели дальнейшей работы 3. скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.
Рефлексия бывает: а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень) б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности Этап организационного момента и целеполагания Цель: побудить учащихся к деятельности. Содержание: выбор индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умений и навыков. Варианты вопросов: Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок. С чего вы начнёте?
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности В начале работы по теме урока содержательная рефлексия Цель: Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. Содержание: самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности Варианты вопросов: Как поможет вам работа в парах?
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности Этап актуализации ЗУН учащихся Цель: позволить ученику увидеть свой уровень подготовленности Содержание: каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности На завершающем этапе Цель: Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой Содержание: Происходит осознание учащимися уровня освоения, способов действий, их продвижение. Варианты вопросов: - Что дала вам работа в парах (группах)? - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить виды межличностных отношений? - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».
Приемы проведения рефлексии В процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме.
Устная рефлексия: Цель: обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Примеры: диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия "Совместный поиск", "Двухрядный круглый стол".
Письменная рефлексия: 1. Эссе 2. Бортовой журнал 3. Письменное интервью 4. Стихотворные формы (синквейн) 5. Различные варианты портфолио
Приемы рефлексии Закончи предложение (Письменное интервью) Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Анкета самоанализа Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. Вариант 1. На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был Домашнее задание
«Плюс-минус-интересно». Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться)
«Комплимент» Цель: оценить свою активность и качество работы. Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Самопроверка Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников Содержание: Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось. Что нет. Какую поставили бы оценку.
Оценочная лесенка Цель: развитие умений критериального оценивания Содержание: Детям предлагается лесенка (шкала), на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке (на том уровне), на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий.
«Крестики-нолики»
1О1О 2О2О 3 Х 4Х4Х 5О5О 6О6О 7О7О 8Х8Х 9О9О