Отчет группы филологов Символическое значение свечи в поэзии 19 века
Свеча как часть интерьера и атрибут обрядов. В. А. Жуковский в гадании в «Светлане», возможно, впервые в русской литературе отводит свече роль немого свидетеля событий… в интерьере. В начале обряда в балладе упоминается «зеркало со свечою», затем описания свечи становятся более подробными. Так в ожидании героя: Свечка трепетным огнем Чуть льет сиянье; И вот он появился, зовет Светлану с собой, туда, где: Хор венчальную песнь поет, Храм блестит свечами. Последовав за ним, девушка оказывается в избушке, наедине с гробом: Спасов лик в ногах стоит, Свечка перед иконой… И, наконец, во время кульминации: Слабо свечка тлится, То прольет дрожащий свет, То опять затмится…
Свечка как посредник между Богом и человеком при переходе из одного мира в другой. Описывая состояние свеч, Жуковский рассказывает страшную историю борьбы за душу героини. Так во время отпевания в церкви: «…в первую ночь от свеч веселый блеск…»; «в другую ночь от свеч темнеет свет, / И дым от свеч туманный пробежал…»; «На третью ночь свечи едва горят, / И дым густой и запах серный…» и, наконец, « Вдруг потускнел огонь во всех свечах, / Погасли все и закурились». Наблюдения поэта за свечами настолько тонки и точны, что можно посчитать их обоснованными для создания приметы: если во время венчания в храме «все иконы померкли вдруг, и серный / Дым побежал от брачных свеч», то один из венчающихся есть «бесплотный дух» с «мрачным бесом внутри» Эскиз В.А.Жуковского: И в высоте дрожащим свеч огнем Чуть озаренные иконы…
Свеча – ядро развернутой метафоры – истории русского народа. У Н. А. Некрасова в стихотворении «Памяти Добролюбова» читаем: Какой светильник разума угас! Сочувствием с оттенком вины проникнуты «пожелания доброй ночи» Н. А. Некрасова в «Отрывке», благодаря сравнению в последней строке: Кто бредет по житейской дороге В безрассветной, глубокой ночи, Без понятья о праве, о боге, Как в подземной тюрьме без свечи…
Свеча – как признак стабильности мироустройства. Любопытны обращения к свече в сатирических произведениях. А. С. Пушкин в «Тени Фонвизина», рассказывая о появлении «курьера богов» вместе с Фонвизиным у российских поэтов, в частности у Хвостова, дважды упоминает о свече: Курьер богов захохотал И, над свечой взмахнув крылами, Во тьме с Фонвизиным пропал. Хвостов не слишком изумился, Спокойно свечку засветил – Вздохнул, зевнул, перекрестился, Свой труд доканчивать пустился… Поэт явно обыгрывает двойной смысл погашенной и зажженной свечи: свет – тьма, талант – бездарность.
Вывод Только в конце 19 века появляется стихотворение, где свеча символизирует жизнь человека: Под окном в ночном молчании Ходит сторож, не стуча. Жизнь угаснет в ожидании, Догорит твоя свеча. 19 век ввел свечу как потенциальный образ в русскую поэзию, подготовил для этого почву, обозначил основные темы и мотивы, среди которых смерть, одиночество, дорога, жизнь, тем самым определил «путь» свечи от предмета интерьера к символу.
Литература Жуковский В. А. Собр.соч. в 4-х томах, Т. 2. М. – Л., 1959 Некрасов Н. А. Стихотворения. Поэмы. М., 1971 Пушкин А. С. Собр. Соч. в 3-х томах, Т. 1. М., 1985 Лохвицкая М. Песнь любви. М., 1999
Работу выполнили Груздева Светлана Пивоварова Елена