Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему «Детство, опаленное войной» (по стихотворениям: К. Симонова «Майор привез мальчишку на рассвете…», А. Твардовского «Рассказ танкиста» и рассказу В.Белова «Мальчики». Подготовили: учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 92» г. Омска Истягина Татьяна Алексеевна, Зав. библиотекой МОУ «Лицей 92» Толпыгина Альбина Викторовна.
Прием "Кластеры" Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
счастье родители солнце еда игрушки мир детство
Что может помешать детству? Болезнь родителей; Смерть близких; Потеря работы родителем; Война.
Дети колхозников одной из деревень Калининской области в лесу, у землянки, где они жили в дни оккупации
6-летний Толя Воронов, прошедший боевой путь с одной из гвардейских дивизий, знакомится со своими новыми товарищами в детском доме 9
Фрагменты из фильма «Сын полка»
Поле сражений
Лафет (нем. Lafette, фр. l'affut) станок, на котором закрепляется ствол орудия с затвором.
Василий Иванович Белов Рассказ «Мальчики»
Испуг детей в Сталинграде (бомбежка)
Труженики поля А.А.Пластов. Жатва. 1945
Л ёнька Комлев Несмотря на невзгоды, жизнь в IV «б» идет своим чередом, Это дети, во многом лишенные детства. На совсем еще детские представления о жизни легла печать войны. Ленька человек очень добрый и отзывчивый. Он любит жизнь и находит в ней свои маленькие радости (радуется решенной правильно задаче, интересной книге), его душа открыта в мир.
Л енька Комлев Он умеет прощать. Ленька, думая о близких людях, пытается как-то скрасить их жизнь, и делает он это не для похвалы, он об этом даже не думает. Ему далеко не все равно, как они себя чувствуют.
Л енька Комлев У Леньки чуткая душа и «низкий болевой порог». Чувство сострадания одно из главных его качеств. Когда его другу делают укол, он чувствует сам эту боль. Леня, как и многие мальчишки, мечтает о подвигах, о приключениях, а книги для него маленькая дверка в этот мир мечты. Ленька, с одной стороны, наивный ребенок, которому не хватает детства, но с другой взрослый человек, думающий не по-детски.
«М а л ь ч и к и» В жестоких испытаниях войны мальчики сохранили непреходящие ценности: Любовь, Любовь, Доброту, Доброту, Совесть. Совесть.
Прием «Написание синквейна» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам:
Построение синквейна. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.
Синквейн к слову «война» 1Кто? Что?1 существительное 2Какой?2 прилагательных 3Что делает? 3 глагола 4Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов 5Кто? Что? Новое звучание темы 1 существительное
Синквейн «Война» Война Страшная жестокая Стрелять убивать страдать На волоске от смерти Горе
Синквейн к слову «Мир» Мир Радужный Хрупкий Улыбаться любить Охранять Пусть всегда будет солнце Счастье