НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.
Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
ПЛАН УРОКОВ Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма. Начало работы над окончательным вариантом. Завершение работы над эскизом. Выставка и обсуждение работ.
Давайте с вами, ребята, представим, что живем мы в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой?
Весной, летом и осенью- тяжелая работа в поле
Радостный и желанный праздник
Русский женский костюм Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.
Головные уборы Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник - род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм!
Русская рубаха И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блёсток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
В южных районах России был распространён другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Её украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. На мужских рубахах с левой стороны, на месте сердца вышивался ромб. Понева состоит из трёх полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были чёрные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет посевного ансамбля – красный.
Экскурсия в музей И. П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» К. Е. Маковский «У околицы» К. Е. Маковский «Боярышня у окна»
Экскурсия в музей В. И. Суриков «Посещение царевной женского монастыря»
Экскурсия в музей А. П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» К. Е. Маковский «Портрет женщины в русском народном костюме»
Экскурсия в музей К.Е. Маковский «Русская красавица»
Экскурсия в музей В.Васнецов «Иван –царевич на сером волке» К. Маковский «Чарка мёду»
Экскурсия в музей А. Корзухин «Девичник»
Иллюстрации к сказкам И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»
Иллюстрации к сказкам В.Васнецов. Иллюстрация к сказке «Царевна лягушка»
Иллюстрации к сказкам Н. Кочергин. Иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок»
Иллюстрации к сказкам О. Рамодин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» А. Куркин. Иллюстрация к сказке «Сказка о Царе Салтане»
Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского "Снегурочка"
Русский костюм в открытках
Практическая работа На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользоваться рисунком фигуры человека. (Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал.) Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид головного убора.