принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает : цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся ; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме ; - принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
- развитие духовно - нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей ( важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь ); - создание условий для развития творческой личности ; - развитие индивидуальности одаренного ребенка ( выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей ); - обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер - классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности. 2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов.
3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. 4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные ( учебные, общеобразовательные ). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.
а ) система дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, Центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу ; б ) система общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей ; в ) система дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности ; г ) система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования ( в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т. п.).
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий ( в том числе дистантного обучения ), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник ( тьютор ). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист ( ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком.
Занятия по свободному выбору факультативные и особенно организация малых групп в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект : проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.
Дифференциация параллелей. В школе предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разным видом способностей. Эта форма обучения является перспективной начиная со старшего подросткового возраста ( с 9- го класса ). Данная форма обучения достаточно широко распространена в школах больших российских городов и имеет разновидность, при которой параллель старшей школы включает специализированные ( например, химико - биологический, гуманитарный и физико - математический ) классы для более способных учеников и обычный неспециализированный класс ( или классы ). Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими - нибудь предметами ( например, математикой и физикой ) в « продвинутой группе », а другими ( например, гуманитарными ) в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по - новому.
Попеременное обучение. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть, что дает одаренным детям возможность для общения со сверстниками и позволяет им находить равных себе в академическом отношении детей и соответствующее содержание образования. При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в занятиях старшеклассников по тем предметам, по которым они более всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со своими сверстниками. В последний год или несколько лет одаренные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избранным ими предметам на университетском уровне. Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы. В этом случае для одаренных детей осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным запросам. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваивать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения.
Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможностях конкретной школы, но, прежде всего на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития.
Стратегия « индивидуализации » Стратегия « исследовательского обучения » Стратегия « проблематизации » Стратегия « интенсификации »
Проектная деятельность Нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления Самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня ) Работа в группе
Предметные недели Научно - практические конференции Олимпиады по предмету Участие в конкурсах исследовательских работ Участие в интернет - проектах Конкурсы рисунков
Актуализация знаний Изучение нового материала ( общий обязательный объем ) Тренинг - минимум ( доведение до автоматизма ) Изучение материала углубленного уровня Закрепление дополнительного объема ( этап развивающего дифференцированного обучения ) Обучающее повторение Уровень контроля Коррекция результата Индивидуальный контроль
Мотивация деятельности, ассоциации, оживление чувств вокруг любого предмета, воспоминание Социализация ( обсуждение ) Работа с материалом ( работа в парах, группах ) Кульминация творчества ( предлагается свое видение предмета ).
работа с текстами « медленное чтение » ( с карандашом ) используется система знаков ( согласен / не согласен, что было известно, над чем нужно работать, что вызвало озарение ) выстраивается таблица парная мозговая атака обговаривается только самое важное, интересное или новое обсуждение нового или острых вопросов эссе - впечатление.