Организация групповой работы как эффективное средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Проблемы перегруженность содержания школьного образования невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы неумение грамотно выражать свои мысли, фантазировать и направлять творческие возможности на решение учебных задач неумение корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми большое количество учащихся в классе
Цель Определить и апробировать приемы и формы учебной работы, позволяющие эффективно формировать коммуникативную компетенцию учащихся в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.
Актуальность Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающимся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей.
Содержание понятия «Коммуникативная компетентность» 1. Вступить в контакт с любым типом собеседника, Учитывая его способности 2. Поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога 3. Слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению 4.Высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение 5. Стимулировать собеседника к продолжению общения 6. Грамотно разрешать конфликты в общении 7. Изменять по необходимости свое речевое поведение 8. Оценивать успешность ситуации общения 9. Корректно завершать ситуацию общения
Технология деятельности учащихся в группе 1. Четкий инструктаж учащимся: -тема, проблема исследования; -цель работы в группе; -объяснение, какую работу нужно выполнить; -время работы, обсуждения и защиты ответов, -коллективный анализ работы; -ознакомление с критериями оценки результата. 2. Выполнение работы. 3. Самооценка работы в группах: -Что удалось сделать? Почему? -Что не удалось сделать? Почему? -Как закончить работу? -Как представить работу? 4. Отчет каждой группы о проделанной работе. 5. Коллективное обсуждение представленных группами работ, их оценка. -
Приемы работы в парах 1. Статическая пара Динамическая пара (основа для коллективного способа обучения) Вариационная пара 1 а 2 б 3 б 4 г Формируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения. Роли: учитель ученик Режимы: взаимообучение, взаимоконтроль (повышается речевая и мыслительная активность, формируются нравственные качества – взаимопомощь, товарищество) Общее задание делится между членами микро-группы (4 человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому Каждый член группы получает свое задание, внимательно проверяет с учителем. По схеме идет взаимообучение и взаимоконтроль. В результате каждый учащийся усваивает четыре порции учебного содержания. 1 б 2 а 1 в 2 г 1 г 2 в 3 г 4 в 3 б 4 а 3 а 4 б
Советы по организации работы в парах, группах 1. При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в их опыте могло не быть. 2. Вводя каждую новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец. 3.По-настоящему образец совместной работы будет освоен только после разбора нескольких ошибок. 4. Знать принципы объединения детей в пары. 5. Для «срабатывания» пар необходимо несколько занятий (3-5). 6. При оценке работы пары следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, корректность, вежливость. 7. Возможны следующие варианты размещения детей в парах и группах:
Парная работа на уроках русского языка Взаимоопрос 8 класс. «Диалог»
Метод классического взаимообучения 1. Распределение тем между группами, каждая из которых готовит свой вопрос. 2. Делегаты от 1-ой группы идут в другие группы и кратко, но ёмко объясняют суть вопроса одноклассникам, настаивая на том, чтобы важные положения темы были записаны в тетради. 3. Роль учителей берет на себя другая группа. Конспект продолжается, пополняется новыми фактами, выводами. И так до тех пор, пока каждая группа не передаст свои знания остальным. 4. Учитель оценивает конспект. Все неточности могут становятся источником другого занятия, домашнего задания. 8 класс. «Виды односоставных предложений»
Индивидуально-групповая работа 1. Учитель объясняет материал. 2. Закрепление материала в группах (общее или индивидуальное: каждый выполняет свою часть задания или каждый выполняет одно из заданий). 3. Каждое задание комментируется и контролируется внутри группы. 4. Тест на проверку понимания материала (выполняется индивидуально, задания дифференцируются). 5. Каждый ученик оценивается персонально. 9 класс. «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении»
Командно-игровая деятельность 1. Учитель объясняет новый материал. 2. Закрепление материала в группах с контролем и комментированием. 3.Тест-соревнование между группами на одном или нескольких уроках (рассказ, пересказ, сочинение. Все имеют равные шансы, каждый может принести балл команде). 4. Подведение итогов, объявление команды победителя, награждение. 10 класс. «Активный и пассивный словарный запас»
«Пчелиный улей» 1. Лекция (объяснение нового материала, индивидуальная работа). 2. В группах (2,3,4 человека) происходит обмен мнениями по теме (подготовка вопросов, формулировка непонятных положений, затруднений, обращений к учителю). 3. Коллективное обсуждение результатов, полученных в группах. 4.Итоги. 9 класс. «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
«Карусель идей» 1. Исходную задачу разбить на подзадачи и записать их на разных листах бумаги. 2. Группа получает один из листков и записывает свои идеи. 3. Группы обмениваются листами, анализируют высказанные соседями идеи и дописывают свои. 4. Все листы копируются или вывешиваются на доске для коллективного обсуждения. 5. Итоги. 5 класс. «Письмо»
Самоопределение «Есть три пути у человека: первый, самый благородный, размышление; второй, самый легкий, подражание; третий, самый сложный, путь собственных ошибок и побед…» Конфуций
Методическая копилка Задание «Словесная дуэль» Объяснительно- иллюстративный метод. Объяснение. Репродуктивный метод. Работа с учебником. Частично-поисковый метод. Эвристическая беседа. Исследовательский метод. Поисковая работа с книгой с минимумом помощи учителя. новая тема
Дифференцированные задания для групповой работы 1. В тексте (деформированном) речь разных героев отличается толщиной шрифта. Пунктуационно оформите диалог. Сравните свой пунктуационный вариант с авторским. 2. В тексте (деформированном) речь разных героев отличается толщиной шрифта. Пунктуационно оформите прямую речь. Сравните свой пунктуационный вариант с авторским. 3. В тексте (деформированном) речь разных героев отличается толщиной шрифта. Пунктуационно оформите диалог и прямую речь. Сравните свой пунктуационный вариант с авторским. 4. В тексте (деформированном) речь разных героев отличается толщиной шрифта. Пунктуационно оформите диалог и прямую речь. Сравните свой пунктуационный вариант с авторским и проанализируйте, почему отдается предпочтение именно тому или иному виду пунктуации.
Внеурочная деятельность Готовимся к экзамену Проектная деятельность
Социальный проект
«+» групповой работы: каждый ребенок стремится к максимальной реализации своих возможностей; ученик «открыт» для восприятия нового опыта; школьник осуществляет осознанный выбор деятельности; овладевает нормами литературного языка; свободно выражает свои мысли в устной и письменной форме; соблюдает этические нормы общения; решает языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения.
Результаты Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции у большинства учащихся класса. Устойчивый интерес к русскому языку. Достаточно прочное и неформальное усвоение знаний по предмету. Повышение результативности обучения. Активизация творческой деятельности. Высокий уровень сплоченности классного коллектива.
Результаты диагностики (методика «Познай себя») 2007,2011 г. 55% 45% 52% 28% 48% 68% 32% 72% 48% 68%
Результаты участия учащихся в олимпиадах различного уровня Год ПредметФ.И.О. участника Клас с Муниципальный уровень Зональный уровень Региональный уровень Открытая олимпиада ВОЛГУ Русский язык Орлова Мария 6 А2 место (призер) Русский язык Ковальченко Анастасия 7 А2 место (призер) Русский язык Орлова Мария 8 А3 место (призер) Русский язык Киреева Кристина 9 А1 место (победитель) 1 место (победитель) 3 место (призер) Русский язык Панченко Иван 9 Б1 место (победитель) Русский язык Орлова Мария 9 А1 место (победитель) 1 место (победитель) 3 место (призер) Русский язык Киреева Кристина 10 А1 место (победитель) Литератур а Ковальченко Анастасия 10 А1 место (победитель) 2 место (призер)
Название работыФ.И.О. ученика Результат Социальный практико-ориентированный проект с презентацией «Классная библиотека», 2008 г Коллектив учащихся 5 «А» Победитель 10 научно-практической конференции НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей». Победитель 2 фестиваля научных обществ учащихся городского округа город Урюпинск «Интеллектуальное возрождение» в номинации «Лучшая проектная работа» Презентация к классному социальному практико-ориентированному проекту «Классная библиотека», 2008 г Орлова Мария 6 «А» Победитель 7 Областной научно-практической конференции «Юность науки» в номинации «Успешный дебют» секции «Мир моих увлечений» Исследовательская работа «Судьба одной семьи в судьбе малого города (на примере рабочей династии семьи Кадушкиных)», 2009 г Кадушкина Алла 9 «А» Победитель 11 научно-практической конференции НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей». Победитель III фестиваля научных обществ учащихся городского округа город Урюпинск «Интеллектуальное возрождение» Социальный проект «Судьба одной семьи в судьбе малого города (на примере рабочей династии семьи Кадушкиных)», 2010 г Кадушкина Алла,Князев Андрей, Апаршин Евгений 10 «А», 10 «В» Победитель XII научно-практической конференции НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей». Победитель II Областного конкурса социальных проектов в номинации «Нам здесь жить» Победитель IX Областной научно-практической конференции «Юность науки» в номинации «Оригинальный сюжет» секции «Я – гражданин» Победитель Областной научно-практической конференции «IT - инновации. Импульс. Творчество». Исследовательская работа « Мечты становятся реальностью (на примере судьбы выдающейся личности родного края В.М.Филиппова)», 2011 г Кадушкина Алла 10 «А» Победитель XIII научно-практической конференции НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей». Призер Фестиваля «Студенческая весна – 2011», посвященного з 00-летию М.В.Ломоносову. Социальный проект «Мечты становятся реальностью (на примере судьбы выдающейся личности родного края В.М.Филиппова)», 2011 г Кадушкина Алла 10 «А» Победитель конкурса учебных проектов секции «Священной истины друзья» X Областного фестиваля презентаций учебных проектов. Победитель II Регионального конкурса научных работ школьников и студентов. Мастер – класс Социальный проект «Мечты становятся реальностью (на примере судьбы выдающейся личности родного края В.М.Филиппова)», 2011 г Кадушкина Алла 10 «А» Работа представлена в рамках V фестиваля научных обществ учащихся городского округа город Урюпинск Исследовательская работа «Иноязычные слова в русском язык : необходимость или роскошь?», 2011 г Киреева Кристина 9«Б» Победитель XIII научно-практической конференции НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей» секции филологических наук. Результаты исследовательской, проектной работы
2006 г. Кадушкина Алла 5 класс Школьный конкурс стихов, посвященный творчеству А.С.Пушкина 1 место 2006 г. Кадушкина Алла 5 класс Городской конкурс чтецов «Колокола памяти», посвященный 63-ей годовщине Сталинградской битвы 3 место 2007 г. Кадушкина Алла 6 класс Городской конкурс чтецов «Колокола памяти»2 место 2008 г. Кадушкина Алла 7 класс Школьный конкурс стихов, посвященный творчеству А.С.Пушкина 1 место 2008 г. Кадушкина Алла 7 класс Городской конкурс чтецов «О родине, о матери, о мире», посвященный году семьи 1 место 2009 г. Кадушкина Алла 8 класс Школьный конкурс стихов, посвященный творчеству А.С.Пушкина 1 место 2010 г. Кадушкина Алла 9 класс Городской конкурс чтецов «Колокола памяти»1 место 2010 г. Кадушкина Алла 9 класс Школьный конкурс стихов, посвященный творчеству А.С.Пушкина 1 место 2010 г. Кадушкина Алла 9 класс Конкурс чтецов «Тебе, моя Победа!» (фестиваль «Студенческая весна -2010») 1 место 2010 г. Кадушкина Алла 9 класс Городской фестиваль творческой молодежи «Созвездие – 2010»1 место 2011 г. Кадушкина Алла 10 класс Школьный конкурс стихов, посвященный творчеству А.С.Пушкина 1 место 2011 г. Кадушкина Алла 10 класс Городской конкурс чтецов «Друзья, прекрасен наш союз…», посвященный Дню народного единства 1 место 2011 г.Кадушкина Алла 11 класс Городской конкурс чтецов «Друзья, прекрасен наш союз…», посвященный Дню народного единства 2 место Результаты творческих конкурсов
Спасибо за внимание