Урок-проект Судьба личности в тоталитарном государстве ( по роману Е.Замятина «МЫ»)
Сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой, волей?
Тезисы тоталитарного государства 1. Математически безошибочное счастье. 2. Дикое состояние свободы.
Тезисы тоталитарного государства 4. Самая трудная и высокая любовь – это жестокость. 4. Самая трудная и высокая любовь – это жестокость. 5. Вдохновение – неизвестная форма эпилепсии. 5. Вдохновение – неизвестная форма эпилепсии. 6. Душа – тяжёлое заболевание. 6. Душа – тяжёлое заболевание.
Мы – обезличенная масса, не люди, а «номера». Д-503О-90I-330
Группа «Математики» -1 (квадратный корень из -1) - не имеет смысла, означает безысходность. Это ДУША человека, что с точки зрения тоталитарного государства в человеке не должно существовать. -1 (квадратный корень из -1) - не имеет смысла, означает безысходность. Это ДУША человека, что с точки зрения тоталитарного государства в человеке не должно существовать. Л(Любовь)= f (смерть) Л(Любовь)= f (смерть)
Группа «Математики» Группа «Математики» «Давно, в школьные годы, со мной случился -1. И вот теперь снова -1». «Давно, в школьные годы, со мной случился -1. И вот теперь снова -1». «этот иррациональный корень врос в меня, как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня…» «этот иррациональный корень врос в меня, как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня…» - Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа. - Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.
Группа «Математики» Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия.
Группа «Математики»: Интеграл – суммирование маленьких частей в целое в жёстких пределах. Интеграл – суммирование маленьких частей в целое в жёстких пределах. « проинтегрировать от нуля до бесконечности, от кретина до Шекспира»
Группа «Математики»: « Стихия любви была побеждена. Знаменатель дроби счастья приведён к нулю – дробь превращается в великолепную бесконечность. Любовь у древних была источником бесчисленных глупейших трагедий – у нас приведена к гармонической, приятно-полезной функции организма, так же, как сон, физический труд, приём пищи и т.д.»
Группа «Правоведы»: Почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема? «Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение аэро и его скорость. Скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений - это избавить его от свободы».
Незаурядность, талант, творчество – враги порядка.
Группа «Романтики» Названия поэтических: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу». «Я лично не вижу в цветах ничего красивого, как и во всём, что принадлежит к дикому миру…Красиво только разумное и полезное: машины, формулы, дома и т.д.»
А как же без поэзии?
Группа «Философы» «Счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…» «В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что МЫ – от Бога, а Я от дьявола».
Результаты работы групп Люди не думают о завтрашнем дне. Люди не думают о завтрашнем дне. У каждого есть работа и квартира У каждого есть работа и квартира Из репродукторов льётся государственная музыка Из репродукторов льётся государственная музыка Писатели и поэты воспевают красоту и величие государства. Писатели и поэты воспевают красоту и величие государства. Торжествует МЫ, уничтожено Я Торжествует МЫ, уничтожено Я
Результаты работы групп Нет места зависти и злости Нет места зависти и злости Всеобщее поклонение Благодетелю Всеобщее поклонение Благодетелю Шеренга, униформа Шеренга, униформа Всепроникающая слежка (прозрачные стены домов) Всепроникающая слежка (прозрачные стены домов)
Так жить нельзя! Замятин нарисовал финал развития любого общественного строя, в основание которого заложена идея насилия над человеком. В романе показаны искусственность, противоестественность отношений между людьми, отношений между государством и людьми. Представления о человеческих ценностях искажены.
«Живая душа потребует, живая душа не послушается механики»