Современный анализ урока: его реализация на уроках математики
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 1 - краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 3 - системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 4 - полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 5 - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу; 6 - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов; 7 - психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку(обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 8 - дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 9 - аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 10 - комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
Педагогический анализ урока 1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели. 2. Организация урока: тип урока структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели подготовленность класса к уроку организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы плотность урока; рациональное использование времени.
Педагогический анализ урока 3. Содержание урока: научность материала; правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель; воспитательная направленность урока; связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике; связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения; межпредметные связи; речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; качество знаний учащихся, их умений и навыков; речь учащихся.
Педагогический аспект анализа урока 4. Методика проведения урока: оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока; соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов; постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов: работа с отстающими и слабоуспевающими; владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке; система оценки знаний, ее педагогическая ценность.
Педагогический анализ урока 5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми. 6. Работа и поведение учащихся на уроке: активность класса и отдельных учащихся; заинтересованность учащихся материалом урока, отношение к уроку; отношение к учителю; дисциплинированность и организованность; речь учащихся, их вопросы. 7. Общие выводы по уроку. 8. Как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе.
Уроки основных типов в рамках традиционного обучения - Урок ознакомления с новым материалом - Урок закрепления изученного - Урок применения знаний и умений - Урок обобщения и систематизации знаний - Урок проверки и коррекции знаний и умений - Комбинированный урок
Традиционные формы проведения уроков: Урок – лекция Урок –семинар Урок-практикум Урок-экскурсия Урок-дискуссия Урок-консультация Интегрированный урок. Театрализованный урок Урок-соревнование Урок с дидактической игрой Урок - деловая игра Урок - ролевая игра
Современные формы проведения уроков: 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
Современные формы проведения уроков: 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т п.
Современные формы проведения уроков: 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - "дублер начинает действовать" и т.п.
Современные формы проведения уроков: 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс- конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.п.
Современные формы проведения уроков: 7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок-сюрприз и т.п. 8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.п.
Современные формы проведения уроков: 9. Интегрированные уроки. 10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция- парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок – защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.п.
Методы проведения уроков: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский.
Методы проведения уроков: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.
Методы проведения уроков: Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала учителем, в учебнике, книге, демонстрации, экскурсии и др.
Методы проведения уроков: При использовании частично-поискового метода школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.
Методы проведения уроков: Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.
Методы проведения уроков: Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
Методы проведения уроков: Модельный метод в современной литературе рассматривается как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К такому типу методов относят деловую игру, построение математической или компьютерной модели и т. д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения.
Методы проведения уроков: Метод проектов являет собой пример деятельностного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.