Цели и задачи урока: сформировать умения и навыки сравнительного анализа произведений искусства; расширить кругозор учащихся, повысить их общий культурный уровень; усовершенствовать навыки литературоведческого и лингвистического анализа текста; предоставить возможность учащимся проявить способности в творческих работах. Оборудование урока: портрет А.П. Струйской кисти Ф. Рокотова, стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» (текст стихотворения у каждого учащегося).
Эпиграф урока: Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят. Леонардо да Винчи
Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Портрет А.П.Струйской кисти Ф. Рокотова.
Сообщение о Павле Третьякове. Павел Михайлович Третьяков – московский купец, финансист и коллекционер – посвятил свою жизнь созданию национальной художественной галереи. Едва начав собирать (первая картина для галереи была заказана в 1856 году В.Шильдеру), сразу же решил, что создаст музей для всей Москвы, для всей России. Он работал на износ, боялся не успеть, не суметь завершить начатое. Павел Михайлович был строг к самому себе: никакой роскоши, ничего лишнего в еде и одежде, ни одной попусту потраченной минуты. Он был беспримерно честен и пунктуален. - Именно благодаря подвигу этого бескорыстного человека мы можем и сегодня знакомиться с шедеврами русской живописи. - Ребята, а кому-нибудь из вас довелось побывать в Третьяковской галерее? -Расцвет русского портретного искусства 18 века связан с именем талантливого художника, академика живописи Федора Степановича Рокотова.
О художнике Рокотове. Федор Степанович Рокотов (1735/36 – 1808 гг) – прославленный живописец-портретист 18 века. О его жизни сохранилось очень мало воспоминаний. Учился в Академии художеств в Петербурге, где быстро сделал карьеру. В 1765 году за картину Венера и Амур он получил звание академика живописи. В то же время начинает пользоваться популярностью как портретист, создает целые галереи портретов представителей родовитых семейств, пишет портрет Екатерины II. Затем он круто меняет свою жизнь – переезжает в Москву. В это время складывается неповторимый, только Рокотову присущий живописный стиль. Модель, кажется, растворяется в густом темном фоне, который становится неотъемлемой частью образа. Лица обволакивает легчайшая золотистая дымка, так что они кажутся тающими в полутонах, оставляя ощущение недосказанности, загадочности.
Портрет А.П.Струйской полон тонкого обаяния, целомудрия и ( ) очарования. Молодая женщина изображена на нейтральном ( ) фоне, утонченный овал лица тонет в ( )дымке. ( ) миндалевидные глаза светятся чистотой. ( ) губы чуть тронула( ) полуулыбка. Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, ( ),( ). Загадочность и особая поэтичность образа создается сумеречной полумглой фона полотна, высоко взбитыми ( ) волосами, ниспадающей на плечи( ) косой. ( ), как сотканная из воздуха и света ( ) ткань, закрепленная на плече героини ( ) брошью, изящно драпирует фигуру и придает воздушность всему облику молодой женщины.
1.Ф.С.Рокотов – русский портретист 18 века. История создания картины. 2. Замысел художника и его воплощение: а) выражение лица; б) взгляд; в) поза; г) одежда; д) композиция картины, её колорит. 3. Два шедевра русского искусства. Мое впечатление от картины.
Анализ стихотворения. - В начале стихотворения поэт восклицает: Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. -Чем примечательна начальная строфа стихотворения? К кому обращается поэт? Какие чувства передает?
Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Какими образом они усиливают восприятие образа А.Струйской?
Портрет написан давно (1772 г.) – он как бы выплывает из тьмы былого. Почти два века разделяют моменты рождения двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо. При описании творческой манеры Рокотова искусствоведы, как правило, используют строки из стихотворения Заболоцкого, а чтение самого стихотворения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну. В этом сказывается влияние друг на друга различных видов искусства, обращенных к одной теме. - Чтобы понять тайну души героини, необходимо за ничего не значащей для нас фамилией Струйская увидеть реальную женщину, с такой глубокой симпатией воспетую Рокотовым. Кто она?
О А.П.Струйской. Александра Петровна Струйская была второй женой пензенского помещика Николая Струйского(друга и почитателя Рокотова), господина весьма странного. Страстный графоман, он сочинял стихи, над которыми все потешались. Самого же автора это ничуть не смущало. Чтобы публиковать свои творения, он даже организовал у себя в имении типографию, которая стала едва ли не самой лучшей в России. И в то же время сохранились свидетельства о необычайной жестокости просвещенного помещика по отношению к крепостным крестьянам. В отношении к жене заметна такая же двойственность. С одной стороны, известно множество стихов, ей посвященных, которые мог написать только страстно влюбленный человек, но есть и свидетельства того, что он обращался с ней как с крепостной девкой. Несмотря на это, Александра Петровна прожила с мужем 24 года до его внезапной смерти, родила за это время восемнадцать детей – но выжили из них только две пары близнецов, остальные умерли в младенчестве. Мужа своего Александра Петровна пережила на 44 года, вырастила детей и многих внуков.