© Беленькая Людмила Владимировна МОУ СОШ 17 Красноярск В игре фарфора,солнца и жары - Безумный Гауди безумной Барселоны, Маэстро арабесок, изразцов, Причудливых природных очертаний. Вот на асфальте вырастает дом, И ветками-балконами своими Он к солнцу тянется, живет, и как платан Пятнистый ствол его прикинулся стеною. Как замок из песка растет Собор По капле в год, подобно сталактиту, И лестница (опять!) все круче, вверх, Туда, где только головокруженье И птицы...
Под вздыбленными крышами, за изогнутыми фасадами с вспученными балконами и причудливо выгнутыми коваными решетками идет будничная жизнь горожанина. В домах все продумано до мелочей и создано под личным руководством архитектора. Его разносторонний талант выразился не только в архитектуре, но и в графике, керамике, скульптуре, дизайне. Особняк Винсенса Вилла Гуэля Дворец Гуэля Дом Батло Парк Гуэля Дом Мила Саграда Фамилия
Первым заказчиком Гауди стал владелец крупнейшей в Каталонии фабрики керамических изделий Мануэль Винсенс. Он попросил архитектора построить для него особняк, который рекламировал бы выпускаемую его предприятиями продукцию - кафельные плитки, черепицу и посуду. В 1885 г. в Барселоне появляется удивительное здание. Его крышу украшают башни-беседки, а стены облицованы мозаикой. Цветные керамические плитки создают особый колорит не только экстерьера, но и интерьера дома.
Каждая из комнат сохраняет свой неповторимый стиль. Столовая похожа на осенний сад, комната для курения - это "восточный" будуар. На стенах можно увидеть стоящих в воде цапель, парящих вместе с осенними листьями птиц. Сад и дом ограждают похожие на пальмовые ветки и экзотические растения кованые решетки. Все создаст неповторимое ощущение реальной, живой природы.
Вилла Гуэля Винные погреба Гуэля Дон Эусебио Гуэль, граф, промышленник и весьма состоятельный человек, был постоянным заказчиком и покровителем Гауди. Чем и прославился в веках. Архитектор всю жизнь был увлечен средневековьем, и любимым образом его был огнедышащий дракон. Именно это страшное, сделанное из изогнутых металлических прутьев существо охраняет вход виллы.
Дворец Гуэля ( ) - первый дом с фантастическим "садом" на крыше. Используя новые конструкции - облегченные своды, наклонные опоры, параболические арки и пластику перетекающих объемов – Гауди воссоздает в своих сооружениях тектонику органических форм природы.
Начиная с 1900 г. Гауди создает одну из своих самых ошеломляющих работ - чудо-парк Гуэля, который теперь называют "шуткой гения". Домик привратника здесь похож на застывшую лаву. А в линиях "бесконечной скамьи" чувствуется ритмика набегающих одна на одну морских волн. Повсюду можно увидеть высеченные из камня цветы и деревья.
Здания Гауди будто бы не построены, а вылеплены. Застывшую вулканическую лаву или скелеты каких-то неведомых животных напоминает построенный по проекту Гауди в годах дом Батло. Это "огромная, диковинная, многоцветная, сверкающая и переливающаяся мозаика с искрящейся игрой красок, откуда проступают водные стихии", - так писал о доме Сальвадор Дали. Все, начиная от колонн и балконов и заканчивая фантастической кровлей из черепицы, выложенной в виде чешуи, смотрится как живое, трепещущее существо. Здесь в качестве облицовки архитектор использовал битое голубое стекло разных оттенков.
Архитектор спроектировал не только сам дом, но и внутреннее убранство, вплоть до стульев.
Уникален не только внешний вид, но и конструкции каждой из квартир в доме Мила, который сооружался по проекту Гауди в годах и в котором нет ни одного прямого угла, а окна и балконы напоминают вырубленные пещеры. Когда находишься внутри, кажется, что ощущаешь течение самого времени. Крышу этого дома украшают каменные цветы.
Барселона. Луна, словно лилия, в ряске дремлет на Млечном пути. Колдовская Саграда Фамилиа, воплощение грёз Гауди, к звёздам вздыбилась острыми пиками, как на старте Христов астролёт. Не к галактикам ли сталагмитами странный храм постепенно растёт? А строительство всё не кончается. Ведь почти вековой недострой. Может, "отроку вечному" нравится век следить за любимой игрой? Что за прихоти буйной фантазии! Что за бурный ребячий модерн в этой смеси Европы и Азии, в этом братстве религий и вер!.. Внемлет дюжина башен-апостолов колокольне Иисуса Христа. Словно странным таинственным островом храм во мраке безверия встал. Островерхие пики колоссами охраняют священный трансепт, а колонны цветистою россыпью отражают витражный рассвет.
Архитектор был глубоко верующим человеком и задумал воссоздать в камне близкие ему образы и сюжеты Нового Завета. Строительство храма Саграда Фамилия началось в 1884 г. и продолжалось 42 года, но Гауди так и не увидел его в окончательном виде. Врата символизировали христианские добродетели. Шпили - апостолов. Десять заповедей были воплощены на внутренних дверях, добрые дела - на капителях колонн, а грехи - на их базах. Антонио Гауди любил, чтобы его сооружения сверкали под лучами солнца, и церковь он тоже предложил облицевать разноцветной керамикой и цветным стеклом. Одни сравнивают это самое грандиозное сооружение Гауди с готическим собором, другие - с коралловыми рифами.
Строительство продолжается и сегодня…
Саграда Фамилия Великому Гауди посвящается... Осколки сердца брошены в века последний крик... не тормозит трамвай... на башнях отдыхают облака с фасадов говорит Христос - ПРОЩАЙ!...прощай и принимай чужую боль как принял он... расплата за талант коварный Воланд - призрачный король обычный свой устроил маскарад, творец ушел... а храм не тронет тлен над городом летит корабль мечты... и лики вопрошают с белых стен...а что же для людей построил ты? Ирина Зацепина
Власенко Александр Барселона. Саграда Фамилия
Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; избегал прямых линий, считая, что прямая линия это порождение человека, а круг порождение Бога. Позже он скажет: «…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света». Когда школьный учитель заметил однажды, что птицы могут летать благодаря своим крыльям, подросток Антонио возразил: крылья есть и у домашних кур, но летать они не умеют, зато благодаря крыльям быстрее бегают. И добавил, что крылья нужны и человеку, только он не всегда знает об этом.
Использование мастером бионического природных форм позволяет считать его основателем бионического стиля в архитектуре.
Звучала музыка: «Мечтательность» Клод Дебюсси (1862–1918), французский композитор, пианист, дирижёр, основоположник музыкального импрессионизма «Печальные птицы» Морис Равель (1875–1937) французский композитор, мастер импрессионизма и неоклассицизма